СЕМИНАР 4
Интернет-семинар
"Системно-деятельностный подход как основное условие введения и реализации стандартов нового поколения"
"Системно-деятельностный подход как основное условие введения и реализации стандартов нового поколения"
Уважаемые коллеги!
Приглашаем Вас принять участие в интернет-семинаре «Системно-деятельностный подход как основное условие введения и реализации стандартов нового поколения», который пройдет с 20 октября по 15 ноября 2013 года.
Цель интернет-семинара: Актуализация внимания педагогических работников к проблеме реализации современных технологий в рамках введения стандартов.
20 октября - 5 ноября 2013 года – прием выступлений участников семинара;
6-15 ноября 2013 года – форум по теме семинара, обмен мнениями, комментарии по выступлениям докладчиков.
В рамках семинара будет представлен уже наработанный опыт педагогов нашей гимназии по использованию технологий системно-деятельностного подхода в рамках введения ФГОС.
СЕМИНАР 1
Интернет-семинар «Современные образовательные технологии как механизм реализации стандартов второго поколения»
Уважаемые коллеги!
Приглашаем Вас принять участие в интернет-семинаре «Современные образовательные технологии как механизм реализации стандартов второго поколения», который пройдет с 18 по 26 ноября 2012 года.
Цель интернет-семинара: Актуализация внимания педагогических работников к проблеме введения стандартов второго поколения, а также реализации современных технологий в рамках введения стандартов.
8-18 ноября 2012 года – прием выступлений участников семинара;
18-26 ноября 2012 года – форум по теме семинара, обмен мнениями, комментарии по выступлениям докладчиков.
В рамках семинара будет представлен уже наработанный опыт педагогов нашей гимназии по использованию современных образовательных технологий в рамках введения и перехода на новые ФГОС. Надеемся, что для каждого из вас этот опыт окажется полезным, актуальным и поможет оценить проблему введения стандартов второго поколения, а также собственный уровень владения современными технологиями, которые в большей степени обеспечат цели и задачи обучения и воспитания учащихся в условиях новых стандартов. Сделать это непросто, но необходимо. Мы надеемся, что Вы подойдёте к вопросам собственного развития заинтересованно и неформально.
Для участия в интернет-семинаре необходимо прислать свои доклады по адресу: tanyamp@yandex.ru или разместить самим на страничке "Новости"
Требования к докладам:
· Доклады должны опираться на личный опыт автора.
· Доклад должен быть актуальным, интересным и полезным не только автору, но и участникам Интернет-семинара.
Современные образовательные технологии как механизм реализации стандартов нового поколения
Попова И.В., заместитель директора по НМР
Традиционный взгляд на школу состоит в том, что она должна давать прочные знания. И долгие годы советская и российская школа работала по ЗУНовским стандартам, в которых результатом обучения становилось достижение определённого уровня знаний-умений-навыков. Но в современных условиях, когда количество новой информации постоянно возрастает, такой подход становится ограниченным. Поэтому уже стандарт первого поколения (2004 г.) нацелил не только на передачу знаний, но и на развитие личности ученика через формирование общеучебных умений и способов деятельности. Стандарт второго поколения напрямую говорит о смене образовательной парадигмы и о новом образовательном результате – развитии личности ученика на позициях гражданина-патриота на основе освоения универсальных учебных действий. Знание становится средством, а не целью.
Новый стандарт нацелен как на предметные результаты (знания, умения, опыт творческой деятельности), так и на метапредметные результаты (способы деятельности, применяемые и в рамках образовательных программ, и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях), а также на личностные результаты (система ценностных ориентаций, интересов, мотивация), которые являются ведущими в этой триаде. В основных документах по стандартам второго поколения вводится новое сущностное понятие «универсальные учебные действия». Главная целевая установка стандарта – «развитие личности» - достигается через формирование универсальных учебных действий, которые обеспечивают ключевую компетенцию образования «научить учиться».
Формирование универсальных учебных действий учащегося (в стандарте выделены 4 группы УУД – регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные), по мнению разработчиков стандарта, может быть обеспечено только в результате деятельности ученика в условиях выбора, сопровождаемой учителем средствами индивидуально ориентированных технологий. Поэтому, освоение и внедрение технологий становится актуально.
Многие из нас могут скептически отнестись к высказанному мнению, поскольку о необходимости внедрения современных образовательных технологий говорится уже давно. И я соглашусь с вами. У учителя не было серьёзной мотивации менять традиционные подходы в обучении, потому что, несмотря на обновление целей образования, содержания образования, средств образования, неизменной оставалась система контроля, которая была нацелена на отслеживание знаний, умений, навыков. Новый стандарт провозглашает не только смену образовательной парадигмы, но и изменяет систему контроля: наряду с оценкой предметных результатов (в баллах) предполагается оценка метапредметных (в форме комплексных работ) и личностных результатов обучения (с помощью различных диагностик, анкет, и других инструментов, которых нет в традиционных УМК и системах). Поэтому освоение технологий обучения и оценивания в рамках систем развивающего обучения становится необходимым учителю.
Стандарты второго поколения введены в нашей гимназии с 1 сентября 2011 года в 1-х классах. Уже на сегодняшний день в нашем ОУ составлен план перехода на стандарты второго поколения, и одной из главных проблем является готовность учителей к работе с использованием современных, личностно-ориентированных развивающих технологий. Эта же проблема как одна из ключевых обозначена и в президентской инициативе «Наша новая школа»: «готовность учителя работать в новых условиях, с современными детьми, для достижения новых результатов».
Исходя из этого проводимый нами семинар, можно рассматривать, как возможность познакомиться с существующим в нашем ОУ опытом работы по новым стандартам (1-е классы), опытом использования современных образовательных технологий, определить собственный уровень владения технологиями, увидеть проблемы и трудности, с которыми сталкивается учитель в практической деятельности, и определить дальнейшие реальные шаги по подготовке к введению стандартов второго поколения, в том числе и на ступени основной школы.
В течение последних лет в нашей гимназии проводилась большая работа по внедрению современных образовательных технологий. К базовым технологиям по реализации стандартов второго поколения отнесена технология проектной деятельности и ИКТ. Мы надеемся, что те большие усилия педагогов ОУ по освоению этих технологий позволят успешно организовать образовательный процесс в условиях стандартов второго поколения.
Одной из ведущих технологий стандартов второго поколения становится исследовательская деятельность учащихся. Основные приемы исследовательской деятельности близки технологии проблемного обучения и технологии проектной деятельности, но в отличие от них исследовательская деятельность предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Исследовательская деятельность - это ведущая деятельность при организации профильного обучения.
На идеях развивающего обучения построена технология развития критического мышления. Обучение ведётся, прежде всего, надпредметным способам деятельности, компетенциям: умению работать в группе, умению графически оформить текстовый материал, умению творчески интерпретировать имеющуюся информацию, умению ранжировать информацию по степени новизны и значимости. Ситуация выбора, диалог, дискуссия – основа данной технологии. Наиболее активно освоение этой технологии организовано учителями русского языка и литературы, начальных классов. Следует отметить, что эта технология применима и в рамках воспитательной работы, поскольку помогает формировать нравственно-мировоззренческую позицию, самостоятельность оценок, поведенческих установок.
Ещё одна надпредметная технология, заслуживающая внимания, которая актуальна и востребована и в условиях введения стандартов второго поколения – технология «Дебаты». Цель технологии - развитие у учащихся критического мышления для решения различных проблем в учебной деятельности и в практических жизненных ситуациях, обучение методам ведения дискуссии. Она нацелена на формирование универсальных учебных действий, обеспечение и предметных, и надпредметных, и, несомненно, личностных результатов. Технология применима как в условиях учебной, так и внеучебной деятельности – которая в условиях стандартов второго поколения становится частью учебного плана. В нашей гимназии данная технология активно используется учителями немецкого, французского языка, истории и обществознания, литературы.
Достижение новых образовательных результатов, прежде всего личностных, будет зависеть от качества организации не только учебной, но и внеучебной деятельности, и в целом воспитательного процесса в школе. Строить воспитательную деятельность с опорой на личностно-ориентированный подход к ребёнку позволяет общепедагогическая технология саморазвития личности ребёнка. Эта технология направлена на поддержку, выявление и стимулирование лучших качеств ребёнка, предоставляет возможность для корректировки поведения и его дальнейшего самосовершенствования.
В последние годы особое внимание в системе образования обращается на сохранение здоровья обучающихся. Здоровье признано ценностью современного общества, и в инициативе «Наша новая школа» сохранение здоровья признано одним из приоритетов деятельности школы. Роль школы в вопросах здоровьесбережения велика, поскольку дети проводят в школе значительную часть дня, именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Не случайно в рамках стандартов второго поколения частью новой образовательной программы школы должна стать программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Подобные действия необходимо будет спланировать и реализовать каждому педагогу при переходе на стандарты второго поколения.
Новый стандарт нацелен как на предметные результаты (знания, умения, опыт творческой деятельности), так и на метапредметные результаты (способы деятельности, применяемые и в рамках образовательных программ, и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях), а также на личностные результаты (система ценностных ориентаций, интересов, мотивация), которые являются ведущими в этой триаде. В основных документах по стандартам второго поколения вводится новое сущностное понятие «универсальные учебные действия». Главная целевая установка стандарта – «развитие личности» - достигается через формирование универсальных учебных действий, которые обеспечивают ключевую компетенцию образования «научить учиться».
Формирование универсальных учебных действий учащегося (в стандарте выделены 4 группы УУД – регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные), по мнению разработчиков стандарта, может быть обеспечено только в результате деятельности ученика в условиях выбора, сопровождаемой учителем средствами индивидуально ориентированных технологий. Поэтому, освоение и внедрение технологий становится актуально.
Многие из нас могут скептически отнестись к высказанному мнению, поскольку о необходимости внедрения современных образовательных технологий говорится уже давно. И я соглашусь с вами. У учителя не было серьёзной мотивации менять традиционные подходы в обучении, потому что, несмотря на обновление целей образования, содержания образования, средств образования, неизменной оставалась система контроля, которая была нацелена на отслеживание знаний, умений, навыков. Новый стандарт провозглашает не только смену образовательной парадигмы, но и изменяет систему контроля: наряду с оценкой предметных результатов (в баллах) предполагается оценка метапредметных (в форме комплексных работ) и личностных результатов обучения (с помощью различных диагностик, анкет, и других инструментов, которых нет в традиционных УМК и системах). Поэтому освоение технологий обучения и оценивания в рамках систем развивающего обучения становится необходимым учителю.
Стандарты второго поколения введены в нашей гимназии с 1 сентября 2011 года в 1-х классах. Уже на сегодняшний день в нашем ОУ составлен план перехода на стандарты второго поколения, и одной из главных проблем является готовность учителей к работе с использованием современных, личностно-ориентированных развивающих технологий. Эта же проблема как одна из ключевых обозначена и в президентской инициативе «Наша новая школа»: «готовность учителя работать в новых условиях, с современными детьми, для достижения новых результатов».
Исходя из этого проводимый нами семинар, можно рассматривать, как возможность познакомиться с существующим в нашем ОУ опытом работы по новым стандартам (1-е классы), опытом использования современных образовательных технологий, определить собственный уровень владения технологиями, увидеть проблемы и трудности, с которыми сталкивается учитель в практической деятельности, и определить дальнейшие реальные шаги по подготовке к введению стандартов второго поколения, в том числе и на ступени основной школы.
В течение последних лет в нашей гимназии проводилась большая работа по внедрению современных образовательных технологий. К базовым технологиям по реализации стандартов второго поколения отнесена технология проектной деятельности и ИКТ. Мы надеемся, что те большие усилия педагогов ОУ по освоению этих технологий позволят успешно организовать образовательный процесс в условиях стандартов второго поколения.
Одной из ведущих технологий стандартов второго поколения становится исследовательская деятельность учащихся. Основные приемы исследовательской деятельности близки технологии проблемного обучения и технологии проектной деятельности, но в отличие от них исследовательская деятельность предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Исследовательская деятельность - это ведущая деятельность при организации профильного обучения.
На идеях развивающего обучения построена технология развития критического мышления. Обучение ведётся, прежде всего, надпредметным способам деятельности, компетенциям: умению работать в группе, умению графически оформить текстовый материал, умению творчески интерпретировать имеющуюся информацию, умению ранжировать информацию по степени новизны и значимости. Ситуация выбора, диалог, дискуссия – основа данной технологии. Наиболее активно освоение этой технологии организовано учителями русского языка и литературы, начальных классов. Следует отметить, что эта технология применима и в рамках воспитательной работы, поскольку помогает формировать нравственно-мировоззренческую позицию, самостоятельность оценок, поведенческих установок.
Ещё одна надпредметная технология, заслуживающая внимания, которая актуальна и востребована и в условиях введения стандартов второго поколения – технология «Дебаты». Цель технологии - развитие у учащихся критического мышления для решения различных проблем в учебной деятельности и в практических жизненных ситуациях, обучение методам ведения дискуссии. Она нацелена на формирование универсальных учебных действий, обеспечение и предметных, и надпредметных, и, несомненно, личностных результатов. Технология применима как в условиях учебной, так и внеучебной деятельности – которая в условиях стандартов второго поколения становится частью учебного плана. В нашей гимназии данная технология активно используется учителями немецкого, французского языка, истории и обществознания, литературы.
Достижение новых образовательных результатов, прежде всего личностных, будет зависеть от качества организации не только учебной, но и внеучебной деятельности, и в целом воспитательного процесса в школе. Строить воспитательную деятельность с опорой на личностно-ориентированный подход к ребёнку позволяет общепедагогическая технология саморазвития личности ребёнка. Эта технология направлена на поддержку, выявление и стимулирование лучших качеств ребёнка, предоставляет возможность для корректировки поведения и его дальнейшего самосовершенствования.
В последние годы особое внимание в системе образования обращается на сохранение здоровья обучающихся. Здоровье признано ценностью современного общества, и в инициативе «Наша новая школа» сохранение здоровья признано одним из приоритетов деятельности школы. Роль школы в вопросах здоровьесбережения велика, поскольку дети проводят в школе значительную часть дня, именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Не случайно в рамках стандартов второго поколения частью новой образовательной программы школы должна стать программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Подобные действия необходимо будет спланировать и реализовать каждому педагогу при переходе на стандарты второго поколения.