Учёные отмечают, что в наше быстро к различным формам меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека, в структуре мышления. Сегодняшний день всё настойчивее требует поиска таких форм и методов обучения, внедрение которых способствовало активизации учебно – познавательной деятельности учеников, повышало бы эффективность приобретения учащимися новых знаний, развивало бы творческую активность, а также навыки коллективно согласованных действий. Учителя достигают разными средствами активизации познавательной деятельности.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. История и обществознание – это предметы, которые помогают учащимся ориентироваться в окружающем мире, раскрывают внутренние способности и внутренний потенциал личности, помогают ощутить себя значимым в обществе. Главная задача учителя истории и обществознания заключаетс
... Читать дальше »
Программой развития российского образования определена цель - обеспечить интеграцию знаний в целостное гуманистическое мировоззрение. В плане тактики реформирования образования исследователи отмечают следующие основные тенденции: • поворот от обучения в условиях класса к обучению в малых группах; • поворот от сообщения знаний и их запоминания к самостоятельному поиску и кооперированию усилий; • поворот от работы с успевающими учениками к работе со всеми учащимися; • замена соревновательного подхода на сотрудничество, значительное увеличение активности учащихся. Действия учителя должны быть направлены на всестороннее развитие личности школьников в рамках действующего образовательного стандарта. Сегодня время показывает, что для успешного обучения в старшей школе этого недостаточно, нужно научить ребенка быть учеником, з
... Читать дальше »
Понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Педагогическая игра обладает существенным признаком: четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям: • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; • учебная деятельность подчиняется правилам игры; • учебный материал используется в качестве е
... Читать дальше »
Современная психология утверждает: эффективность произвольной памяти школьников может быть оценена такими критериями: 10% — читает глазами; 26% — слышит; 30% — видит; 50% — видит и слышит; 70% — обсуждает; 80% — опирается на опыт; 90% — говорит и делает совместно; 95% — обучает других. Но образование призвано не только давать ученику знания, но и развивать его личность. В связи с этим мы говорим о формировании универсальных учебных действий учащихся. УУД – это обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целей, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые вкл
... Читать дальше »
Т.А. Гронштейн, учитель русского языка и литературы
Сегодня, в связи с новыми задачами школы, в педагогике и психологии усилилось внимание к теоретическим основам проблемного обучения и к практическому его применению в школе. Этот значительный интерес вызван тем, что проблемное обучение создает условия для формирования положительной мотивации учения и глубокого усвоения знаний. Проблемное преподавание определяется как деятельность учителя по созданию системы проблемных ситуаций, изложению учебного материала с его (полным или частичным) объяснением и управлению деятельностью учащихся, направленной на освоение новых знаний, как традиционным путем, так и путем самостоятельной подготовки учебных проблем и их решения. <
... Читать дальше »
«Понятие «грамотность» зеркально отражает растущие информационные потребности нашего общества. По мере того, как меняются наши потребности в информации, меняется и понятие «грамотный человек». Джейми МакКензи
(международный консультант по исследовательски-ориентированному
обучению и технологиям интеграции)
Мистюкова Е.А.
Формировать информационную компетентность школьников в настоящее время необходимо. Это связано с освоением ими метапредметных универсальных учебных умений, составляющих основу умения учиться. Результатами освоения данных умений, как указано в ФГОС второго поколения, может являться: «активное использование … средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решен
... Читать дальше »
Большую эффективность в наше время имеет проблемное обучение. Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей. Принцип проблемности сближает между собой процесс обучения с процессами познания,исследования, творческого мышления.
Одним из успешных методов проблемно-ориентированного подхода в обучении при введении новых ФГОС является дискуссия. Дискуссии относятся к наиболее широко известным в истории педагогики методам обучения. Еще во времена анти
... Читать дальше »
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование «универсальных учебных действий», обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем активного и сознательного присвоения нового социального опыта, а не только усвоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков. При составлении образовательной программы по новым стандартам необходимо планировать ожидаемые личностные результаты. К ним относятся: - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, - сформированность мотивации к учению и познанию, - ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, - социальные компетентности, личностные качества, - сформированность основ российской, гражданской идентичности. Личностные результаты формируются за счёт ре
... Читать дальше »
Использование ЭОР в процессе обучения основной школы. Русский язык и литература
Шилов Д.А.
При явном изобилии пособий, представляющих собой практикумы и сборники упражнений, учитель продолжает испытывать нужду в материалах для организации целенаправленной практической самостоятельной работы учеников на уроке и дома. С созданием коллекций ЭОР, находящихся в открытом бесплатном доступе, в распоряжении учителя русского языка и литературы находится значительный массив электронных образовательных ресурсов тренировочно-контролирующего характера. В соответствии с новыми стандартами ФГОС тренировочно-контролирующие ЭОР направлены на достижение следующих целей:
по русскому языку - совершенствование речемыслительной деятельности; обогаще
... Читать дальше »