PedSovet133
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Календарь
«  Февраль 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829

Архив записей

Друзья сайта

Приветствую Вас, Гость · RSS 27.04.2024, 01:07

Главная » 2012 » Февраль » 20 » Проблемное обучение в преподавании элективного курса «Основы поэтики»
19:55
Проблемное обучение в преподавании элективного курса «Основы поэтики»
 Т.А. Гронштейн, учитель русского языка и литературы
  
Сегодня, в связи с новыми задачами школы, в педагогике и психологии усилилось внимание к теоретическим основам проблемного обучения и к практическому его применению в школе. Этот значительный интерес вызван тем, что проблемное обучение создает условия для формирования положительной мотивации учения и глубокого усвоения знаний.
Проблемное преподавание определяется как деятельность учителя по созданию системы проблемных ситуаций, изложению учебного материала с его (полным или частичным) объяснением и управлению деятельностью учащихся, направленной на освоение новых знаний, как традиционным путем, так и путем самостоятельной подготовки учебных проблем и их решения.
Проблемная ситуация, по определению А.М.Матюшкина, данному в работе «Проблемные ситуации в мышлении и обучении», «особый вид мыслительного взаимодействия субъекта и объекта; характеризуется таким психическим состоянием, возникающим у субъекта (учащегося) при выполнении им задания, которое требует найти (открыть или усвоить) новые, ранее не известные субъекту знания или способы действия».
Вопросы и задачи, поставленные в учебной проблеме, уже решены, ответы известны учителю, но не ученику. Ответ на учебную проблему и должен получить учащийся либо от учителя, либо под его руководством, либо самостоятельно.
Важным элементом в проблемных ситуациях, без которого невозможно целенаправленно их создавать и использовать, являются возможности учащегося, включающие интеллектуальные способности и достигнутый им уровень знаний.
Проблемное обучение целесообразно использовать при преподавании элективных курсов в старшей школе. Ученики повзрослели, определились с выбором сферы деятельности, проявляют свойственный возрасту интерес к отвлеченным рассуждениям. Значит, и решение учебных проблем позволит им высказать разные накопившиеся соображения в свободной форме. Занятия, на которых происходит освоение новых, сложных теоретических понятий проходят в свободной форме, а значит, есть возможность быть услышанным заинтересованными в познании соучениками.
Курс «Основы поэтики: Теория и практика анализа художественного произведения», который ведется в 2011-2012 учебном году, выбрали 17 учащихся. Он относится к предметно-ориентированным курсам и призван расширять кругозор учеников, способствовать их интеллектуальному и речевому развитию, а главное – умению рассуждать, применять читательский опыт для осмысления художественного произведения и использовать понятийный аппарат литературоведения для выражения своего отношения к прочитанному.
Особую сложность для усвоения представляют философские понятия: эстетический объект, природа искусства, форма и содержание, назначение прекрасного. Говорить об абстрактном вообще трудно, а со школьниками - тем более.
Поэтому постановка учебной проблемы – дать определение того или иного понятия после знакомства с материалами учебника, сформулировать определение и договориться о дальнейшем использовании в собственных рассуждениях – прекрасный способ стимуляции познания и последующей деятельности, направленной на создание картины мира. Разные способы познания (включая познание через художественные образы) делают её более разносторонней, а личность – духовно богатой.
Природа художественного творчества – одна из тех тем, которые трудны для понимания и осмысления. Поэтому проблема, поставленная в начале занятия, несколько озадачивает своей сложностью. В какой мере творение подвластно творцу? Прочитанные и проанализированные фрагменты произведений позволяют понять, что привычные способы анализа и постижения смысла скорее затрудняют понимание, нежели проясняют природу творчества. Увидеть за яркими художественными образами сущность процесса создания художественного произведения и выявить элементы их содержания, из которых складывается понятие творческого акта, бессознательного творчества, сложно.
Для анализа было предложено несколько художественных определений трудноуловимого понятия «творчество», данных разными художниками в разных формах: А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Ахматовой, Л. Толстого, А.К. Толстого, А.А. Фета. Возможность работы с текстом, предоставляемая современными компьютерными средствами, определяет скорость проверки разных вариантов ответов на вопросы, точность словоупотребления и понимания.
Вывод о том, что творчество не контролируемый самим художником процесс и результат, звучит из уст учащихся убедительно, поскольку, проанализировав чувства и мысли лирических героев, они пришли к выводу о том, что сами творцы не вполне понимают, что именно происходит с ними в моменты создания художественных образов. Значит, процесс происходит бессознательно. Введение этого сложного понятия и есть основная трудность в преподавании и восприятии материала.
Что происходит при соприкосновении творческого процесса с реальной жизнью? Это второй проблемный вопрос, который ставится в процессе изучения темы. Знакомство с теоретическими высказываниями писателей на эту тему, выделение основной мысли каждого текста, сопоставление и выяснение сходных и различных позиций и образов (высказывания, хоть и теоретического характера, но выражены художественным языком) позволяет сформировать представление о тайне творчества и его взаимодействии с реальностью.
Понятна ли природа таланта? Ответил ли кто-нибудь из художников на вопрос о природе творчества? Кто из них вам понятнее и чем? В чём состоит загадка вдохновения? - вопросы, на которые отвечает ученик дома письменно, пользуясь усвоенными на уроке понятиями.
Написание сочинения на одну из предложенных ниже тем:
♦ Загадка вдохновения.
♦ «Поэт прежде всего — строй души». (М. Цветаева)
♦ «Всякий талант неизъясним». (А. Пушкин)
♦ «Дарование есть поручение». (Е. Баратынский)
♦ Рождение художественных образов в стихотворении А. Фета «На кресле отвалясь, гляжу на потолок...».
♦ «Талант — обязанность, а не право». ( А. Блок)
♦ Сравнительный анализ стихотворений В. Брюсова «Творчество» и А. Блока «В углу дивана» - даёт возможность выразить самого себя, используя только что усвоенные понятия.
Проблемная ситуация возникла при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях: филологические понятия при осмыслении философских категорий.
Решение учебной проблемы учеником состоялось и под руководством учителя, и самостоятельно, исходя из имевшихся у него из курса литературы теоретических понятий
.
[/size]
Просмотров: 936 | Добавил: tanyamp
Всего комментариев: 3
3 Бочкарева Т.В.  
0
Татьяна Александровна, извините, предыдущий комментарий был добавлен ошибочно. Я согласна с Вами, что проблемное обучение способствует более глубокому усвоению знаний. Без проблемного обучения на уроках истории и обществознания невозможно добиться эффективного результата. Как я убедилась, даже молчаливые дети с интересом отвечают на такие вопросы,например:"Великая Отечественная война - триумф или трагедия советского народа?"

2 Юлия Анатольевна ,г. Полтава  
0
Страны у нас разные, но проблемы, к сожалению ,похожи. Мы тоже работаем над проблемным обучением и нам интересна любая информация. Большое спасибо. Очень интересный материал.

1 rubus  
0
Завидую ученикам Татьяны Александровны, которые пишут сочинения на такие интересные и волнующие многих темы! Во времена моего обучения в школе нам ничего, кроме "Катерина - луч света в темном царстве" и т.п., не задавали.
Проблемное обучение действительно позволяет создать условия для формирования положительной мотивации учения и глубокого усвоения знаний. Но, на мой взгляд, оно с успехом может практиковаться не только в старшей, но и в средней, и даже в младшей школе. Отличие современной школы как раз в том и заключается, что учителя призваны научить детей добывать знания самостоятельно. И делать это надо уже в начальной школе.
В.И. Малиновская

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz