PedSovet133
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Календарь
«  Февраль 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829

Архив записей

Друзья сайта

Приветствую Вас, Гость · RSS 20.10.2017, 11:42

Главная » 2012 » Февраль » 24 » Дискуссионные формы урока при формировании коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) на уроках истории и обществознания
11:22
Дискуссионные формы урока при формировании коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) на уроках истории и обществознания
Обухова Т.Н.
Учитель истории и обществознания

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
История и обществознание – это предметы, которые помогают учащимся ориентироваться в окружающем мире, раскрывают внутренние способности и внутренний потенциал личности, помогают ощутить себя значимым в обществе.
Главная задача учителя истории и обществознания заключается в подготовке выпускника к осмысленному и реальному восприятию мира. Здесь существенную роль может играть дискуссия.
Дискуссии, для проведения учебных занятий, являются удачными, где развиваются навыки ведения диалога, умения слушать, отстаивать аргументировано свое мнение.
Применение в практике преподавания истории и обществознания дискуссионных форм обучения способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные учащиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам.
Перед учащимися в ходе дискуссии ставится задача ответить на вопросы: "что?”, "когда?”, "почему?” и "как?” и доказать свою точку зрения: "я думаю, что…”, "я считаю, что…”, "я не согласен потому, что…”(5-7 классы – «Реформы Салона», «Древняя Русь и Московская Русь: отличие и сходство», «Человек и его права»; 8 – 9 классы – «Конфликтные ситуации и способы их разрешения»; 10-11 классы – «Выборы президента», "Место и роль права в системе социальных норм”). С помощью дискуссионных форм урока можно даже начинать изучение нового материала.
В своей практике преподавания уроков истории и обществознания я применяю различные формы дискуссионного диалога:
• круглый стол (разные позиции – свободное выражение мнений);
• экспертные группы (обсуждение в микрогруппах, затем выражение суждений от группы)
• форум (группа вступает в обмен мнениями с аудиторией);
• симпозиум (формализованное представление подготовленных мнений, сообщений по данной проблеме);
• дебаты (представление бинарных позиций по вопросу: доказательство – опровержение);
• "судебное заседание” (обсуждение, имитирующее судебное разбирательство – слушание дела).
При подготовке дискуссии я напоминаю учащимся правила доказательства:
1. тезис и доводы должны быть в конечном счете обоснованы фактами;
2. доказательство должно быть полным;
3. приводимые доводы должны быть достаточным основанием для доказываемого тезиса.
В ходе дискуссии учитель следит за соблюдением правил ведения дискуссии:
• Я критикую идеи, а не людей.
• Моя цель не в том, чтобы "победить”, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению.
• Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении.
• Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ним не согласен.
• Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям.
• Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему.
• Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов.
Помимо профессиональных, управленческих и научно-технических проблем, предметом дискуссии могут быть межличностные отношения самих участников группы.
Просмотров: 5794 | Добавил: tanyamp
Всего комментариев: 4
4  
Спасибо за доклад. Очень понравилось.

3  
Урок в форме дискуссионного диалога очень часто используется и на уроках литературы. Это одна из эффективных методик, позволяющих научить учащихся выражать собственное мнение, выражать собственное "Я". prof prof prof thumb thumb thumb

2  
На старшей ступени обучения учащиеся, при постоянной работе с тестами, утрачивают навыки устной речи. Возникают проблемы при выполнении части С, поэтому такая форма работы как дискуссия просто необходима на уроках истории и обществознания. Очень важно, чтобы ребенок мог выражать собственную точку зрения, даже ошибочную. в каждом классе я обязательно использую данную форму работы. Я согласна с Татьяной Николаевной, что эта тема будет актуальна всегда.

1  
Тема затронута очень интересная. Хотелось бы узнать, какая из форм дискуссионного диалога на Ваш взгляд наиболее эффективна при формировании коммуникативной компетенции учащихся?

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017
Создать бесплатный сайт с uCoz