PedSovet133
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Календарь
«  Февраль 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829

Архив записей

Друзья сайта

Приветствую Вас, Гость · RSS 24.08.2017, 00:14

Главная » 2012 » Февраль » 20 » IT - технологии как механизм формирования ключевых компетенций учащихся
10:23
IT - технологии как механизм формирования ключевых компетенций учащихся
«Понятие «грамотность» зеркально отражает растущие
информационные потребности нашего общества.
По мере того, как меняются наши потребности в информации,
меняется и понятие «грамотный человек».
Джейми МакКензи
(международный консультант
по исследовательски-ориентированному
обучению и технологиям интеграции) 

Мистюкова Е.А.
Формировать информационную компетентность школьников в настоящее время необходимо. Это связано с освоением ими метапредметных универсальных учебных умений, составляющих основу умения учиться. Результатами освоения данных умений, как указано в ФГОС второго поколения, может являться: «активное использование … средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в … открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета». К метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования относят: «формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции)».

http://pedsovet-133.ucoz.ru/Mistjukova_IKT.doc ПРИКАЗ Минобрнауки России от 01 февраля 2011 г. N 1964417 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.

Программа развития универсальных учебных действий (программа формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования (далее - Программа) должна быть, в том числе направлена на:

• формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно- коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) и сети Интернет.

Изучение предметной области «Филология» — языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, должно обеспечить:
• получение доступа к литературному наследию и через него к сокровищам отечественной и мировой культуры и достижениям цивилизации;
• формирование основы для понимания особенностей разных культур и воспитания уважения к ним;
• осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному развитию;
• формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языков, с установкой на билингвизм;
• обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов.
Изучение иностранных языков направлено на:

1) формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учётом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;
2) формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;
3) достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;
4) создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях.

Большинство из предложенных стандартом компетенций невозможно без ИКТ-компетенций, которые формируются в определённых информационно-методических условиях.
Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования:
• ИКТ – поддержка учебных курсов
• ИКТ компетентность (или информационная компетентность) профессиональная (для учителя) — умение, способность и готовность решать профессиональные задачи, используя распространённые в данной профессиональной области средства ИКТ.
• ИКТ компетентность учебная (для учащегося) — умение, способность и готовность решать учебные задачи квалифицированным образом, используя средства ИКТ.
В век информационных технологий приоритетную роль играет информационная компетность, то есть умение найти нужную информацию, передать её содержание и выбрать знаковую систему адекватно познавательной и коммуникативной цели.
Основная задача данного системного подхода - перейти в средней школе от информационной грамотности, которая на данный момент может быть диагностирована у большинства учащихся, к ИКТ-компетентности.
Что же подразумевают понятия «ИКТ - грамотность» и «ИКТ - компетентность»?
Пол Гилстер, автор концепции «дигитальной грамотности», называет основные отличия цифровой грамотности от традиционной:

• Информация не ограничивается текстом. Компьютер позволяет использовать такие медиа-ресурсы, как видео, аудио и фото.
• Поиск информации в Интернете отличается от работы с печатной книгой или статьей. В Интернете мы чаще используем не один, а несколько источников.
• Дигитальная грамотность – многомерный и интерактивный навык. Это означает умение не только читать, но интегрировать и использовать ресурсы из множества источников и сообщать вновь созданные куски информации другим.
• понятие ИКТ-грамотности предполагает овладение такими умениями и навыками работы с информацией, как определение, управление, интегрирование, оценивание, создание и передача.
 
Отсюда, ИКТ-компетентность определяется как уверенное владение всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков.
• Формированию и развитию цифровой грамотности учащихся может способствовать активная интеграция ИКТ и преподавания отдельных предметов, иностранного языка, в частности.
Какими нам представляются основные направления использования ИКТ в образовании?
 
Перечислим некоторые возможности:
• Представление материала с помощью компьютера
• Использование мультимедиа
• Диагностика и рейтинговая оценка
• Создание электронных УМК
• Дистанционное обучение
• Организация общения
Создание и использование презентаций для:
• урока при объяснении нового материала
• наглядной демонстрация процессов (диаграммы, таблицы, моделирование ситуаций…)
• представления результатов выполнения индивидуальных и групповых проектов и исследований:
– сопровождение доклада ученика
– создание фотоальбома
• совместного изучения источников и материалов
• организации самостоятельной работы обучающихся
– корректировка знаний
– дополнительные занятия
– углубленное изучение материала
• проверки усвоения содержания (создание тестов)
Использование мультимедиа незаменимо при изучении иностранных языков при
• иллюстрировании страноведческих реалий
• использовании оригинальных аудиоматериалов для формирования умений аудирования
• использовании различных статичных и динамичных средств визуальной наглядности
• самостоятельных проектных, творческих видах деятельности с использованием разнообразных мультимедийных средств
• создании, форматировании и редактировании графических объектов творческих работ
• организации виртуальных экскурсий и т.д.
Мультимедиа расширяют дидактические возможности учителя:
• выступают в роли «реального «культурного носителя» в процессе межкультурной коммуникации;
• опираются на потенциал личности, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу учащихся с информацией, повышают мотивацию учащихся;
• развивают навыки самообучения, самоконтроля и рефлексии;
• позволяют дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения.

Условия эффективного применения компьютерных средств
1. Применение компьютерных средств обучения приносит необходимый педагогический эффект только в том случае, когда учитель, руководящий обучением детей в школе имеет высокую квалификацию.
2. Применение компьютерных средств в учебном процессе не только не принесет экономии средств, но и потребует дополнительных, довольно значительных расходов.
3. Применение компьютерных средств в учебном процессе способствует увеличению темпа изучения материала, но это увеличение не может быть большим, так как пропускная способность нашего мозга имеет определенный предел.
4. Компьютерные средства должны использоваться в классе или предметном кабинете в органической связи с другими средствами наглядности, ибо только при этом сохраняются нормальные условия ведения урока, соблюдается логическая последовательность отдельных фаз учебного процесса.
5. Использование компьютерных средств не должно носить преобладающий характер, а играть вспомогательную роль, составляя лишь часть урока.
6. Подбор компьютерных средств должен определяться общим планом урока в соответствии с дидактической целевой установкой.
7. Важным условием эффективного использования компьютерных средств обучения является их надежность и простота.
8. Учащиеся должны быть готовы к работе с компьютерными средствами как технически, так и психологически

Проблемы и недостатки информационных технологий:
• Вредное влияние на здоровье, прежде всего на зрение.
• Вера учащихся во всемогущество компьютера. Опасность превращения компьютера в инструмент, без которого ребенок становится беспомощным.
• Опасность самодостаточности при работе с компьютером, отрыва от реальности.
• Новые психологические проблемы, возникающие при использовании компьютерных технологий.
Отмечаются также и психологические риски применения ИКТ:
• компьютерная тревожность;
• персонификация компьютера, нарушения общения;
• компьютерная зависимость;
• усиление агрессии вследствие применения компьютерных игр

Преимущества внедрения Интернет-технологий в процесс обучения иностранному языку в настоящее время не вызывает сомнений. Не подлежит сомнению также позитивное влияние различных форм синхронной и асинхронной Интернет-коммуникации (электронной почты, чата, форумов, веб-конференций) на формирование иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся.
Современные УМК также снабжены компьютерными дисками с текстами для аудирования, музыкальными фрагментами и другими заданиями.
В настоящее время существует большое количество интернет-ресурсов, предназначенных для использования в образовательном процессе. Например, «ЕДИНОЕ ОКНО доступа к образовательным ресурсам» предлагает онлайн-словари, учебники, мультимедиа ресурсы для изучения иностранных языков.
В распоряжении учителя имеется довольно большое количество обучающих компьютерных программ как отечественных, так и аутентичных. При этом нужно помнить, что по санитарным нормам и правилам дети 2-5-х классов, к примеру, могут работать за компьютером не более 15 минут.

Педагог, активно внедряющий ИКТ в свою педагогическую деятельность, неизбежно сталкивается с проблемой отбора мультимедийных материалов, также встает проблема интеграции их в учебный процесс.
Хорошим способом хранения, систематизации, распространения мультимедийных материалов, созданных самим педагогом, или размещения ссылок на родственные ресурсы является персональный сайт.

Мной создан подобный сайт «Spaß am Deutschunterricht или Немецкий с увлечением» , который функционирует уже более года. Такая форма работы позволяет мне свободно размещать на сайте материалы, подготовленные мной к урокам, а также материалы, предназначенные для скачивания учащимися, ссылки на видео-, аудио-файлы, фильмы на иностранном языке.
 
 
Просмотров: 2495 | Добавил: tanyamp
Всего комментариев: 15
14  
В наше время IKT-технологии стали жизненно необходимы на уроках, особенно, уроках естественного цикла. Я на своих уроках с помощью IT -технологий могу продемонстрировать ученикам опыт с любым веществом, даже с веществами ядовитыми, которых ни в одной школьной лаборотории нет. Ведь лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать. IT - технологии незаменимы при изучении тем "Строение атома" , "Химические связи" , т.к. интерактивные модели атомом и молекул, 3D модели, компьютерная анимация позволяет ученикам лучше понять эти темы

15  
"Ведь лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать." - думаю, Татьяна Александровна, что многие коллеги согласятся с Вашими доводами. Хорошо, что мы работаем в такое время, когда мы можем показать детям не только мир за окном, но и наномир (модное словечко) и МИР в глобальном смысле этого слова smile

12  
Спасибо, Елена Анатольевна, за интересный доклад! Особенно ИКТ «спасают» на уроках по биографиям писателей. Насколько интереснее не просто прослушать рассказ учителя, но и увидеть воочию портреты людей, окружающих поэта или писателя, места, с которыми связана его жизнь! Подобрать иллюстративный материал, наложить его на звук, оформить фоновой музыкой, и урок получится интересным.
Очень понравился сайт! С Вашего позволения, я вместе с Татьяной Евгеньевной! tongue

13  
Спасибо, коллеги, за доверие! Курсы конечно можно организовать, если существует такая необходимость, но персональный сайт - дело не одного дня. Много времени требуется для развития и регулярного обновления сайта. А вот персональный блог, я думаю, можно создать для всех желающих. biggrin

11  
Елена Анатольевна, я с большим интересом прочитала полную версию вашего доклада. Отрадно, что Вы говорите не только о плюсах, но и о минусах применения ИКТ. Я как учитель истории и обществознания всегда с осторожностью относилась к применению ИКТ на своих уроках, потому что наши ученики стали утрачивать навыки устной речи. Но, как я убедилась, чтобы привить интерес к предмету в 5-х классах применение ИКТ является положительным моментом.

10  
ДОРОГАЯ КОЛЛЕГА! Огромное спасибо за интересное и содержательное сообщение. Особое спасибо за сайт. Обязательно буду рекомендовать всем своим учащимся пользоваться ресурсами сайта. Вам, Елена Анатольевна, пора уже, на мой взгляд, проводить курсы по созданию авторских сайтов. Буду первая в списке желающих!
Воронкова Т.Е.

9  
Елена Анатольевна, спасибо. Все понятно, доступно, содержательно. Отдельное спасибо за сайт.

7  
Спасибо за содержательный анализ + и - ИКТ. Действительно, все мы понимаем, что без ИКТ технологий сегодня уже никуда не деться, но все хорошо в меру. Недавно нам сказали, что в Тольятти все учебники переводят на эл. носители, чтобы детям меньше таскать тяжестей. Если у них приживется такая практика, то Самара-следующая. Мне кажется, что это явный перебор. Компьютер-это, конечно, хорошо. Но как же без книг???
Демина В.Е.

8  
Продолжаю тему... Учитывая нормативы СанПиНа (общее время работы ученика, например, 2 класса с компьютером не должно превышать 15 минут, то есть менее половины урока)то снова на учителя сваливается куча проблем: как уберечь технику? как заряжать? как не допускать полного копирования выполненных заданий с помощью элементарной флэшки? ...тетради же тоже весят много...

5  
Елена Анатольевна, отрадно, что Вы в своем докладе, наряду с безусловными плюсами и пониманием невозможности существования в современном обществе без компьютерной грамотности и владения IT-технологиями, не оставили без внимания проблемы и недостатки, связанные с использованием этих самых технологий. С.Н. Миронова

6  
Да, Светлана Николаевна! В этом то и весь фокус. Только когда начинаешь использовать данные технологии, в полной мере ощущаешь наличие подводных камней. Идеальные картинки начинают разбиваться о суровую реальность )))

3  
Спасибо, Елена Анатольевна. Очень актуальное выступление. Действительно, важно сформировать умения работать с информацией, развить коммуникативные способности наших учеников, подготовить личность «информационного общества».
Применение компьютерных технологий позволяет мне наполнить уроки новым содержанием; развивать творческий подход к окружающему миру и любознательность моих учащихся; формировать элементы информационной культуры; прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами; организовать самостоятельную работу каждого ученика и осуществлять индивидуальный подход к учащимся.
Использование данной технологии на уроках привело к целому ряду положительных результатов. Учащимися создана медиатека, включающая в себя презентации по городам Германии, праздникам, биографиям известных немцев, архитектуре и ландшафтам Германии. Увеличилось количество учащихся, желающих участвовать в конкурсах, проектах и олимпиадах. Повысилось качество обучения и интерес к предмету. Рационально используется время на уроке. Кроме того, данная технология помогает мне доходчиво объяснять материал и делать его интересным.

4  
Спасибо за поддержку. Действительно, мотивация повышается, даже у слабо успевающих учеников.

1  
Интернет-технологии дают практически неограниченный доступ к любым художественным текстам на всех языках. Очень удобно в преподавании родного языка быстро обратиться прямо на уроке к примерам словоупотребления в других языках и в родном, используя первоисточники. Хорошая практика при углубленном изучении русского языка! Времени на уроке достаточно, чтобы разбираться в разных культурных традициях и их отражении в письменной речи.

2  
А какое наслаждение слышать иностранную речь в исполнении не какого-нибудь соотечественника с "рязанским" акцентом, а НАСТОЯЩЕГО носителя языка. Это могут понять, наверное, только учителя ИЯ. wink

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017
Создать бесплатный сайт с uCoz