PedSovet133
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Календарь
«  Февраль 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829

Архив записей

Друзья сайта

Приветствую Вас, Гость · RSS 13.12.2017, 15:42

Главная » 2012 » Февраль » 19 » Дискуссия как метод проблемно - ориентированного подхода в обучении при введении новых ФГОС
19:15
Дискуссия как метод проблемно - ориентированного подхода в обучении при введении новых ФГОС
Ткачева В.П.
 
Большую эффективность в наше время имеет проблемное обучение. Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей. Принцип проблемности сближает между собой процесс обучения с процессами познания,исследования, творческого мышления.

Одним из успешных методов проблемно-ориентированного подхода в обучении при введении новых ФГОС является дискуссия. Дискуссии относятся к наиболее широко известным в истории педагогики методам обучения. Еще во времена античности его успешно применяли в гимназиях и академиях Древней Греции для подготовки молодых людей. Метод дискуссии предполагает создание ситуаций решения собственно-коммуникативных задач. Коммуникативное взаимодействие и сотрудничество - это всегда всестороннее обсуждение общего для всех предмета познавательной активности. К совокупности коммуникативно-познавательных задач можно отнести широкий спектр моделирования ситуаций в рамках дебатов, диспутов, конференций и различных интервью. При подготовке таких ситуаций учитель определяет темы, формирует задания для самостоятельной подготовки учениками материалов будущих дискуссий, является её организатором. Участники же дискуссии должны не только уметь сформулировать свою точку зрения и её обосновать, но прежде всего должны уметь слушать и понимать суждения партнёров, видеть сходства и различие мнений, должны уметь формулировать вопросы для уяснения содержания высказываний. При организации дискуссии учитель следит не только за правильностью речи выступающих, её лексическим и грамматическим богатством, но и за правильностью понимания содержания речи выступающих другими участниками дискуссии. Дискуссия развивает умения логически и критически мыслить, умение организовать свои мысли, владение устной речью, риторические умения, способность работать в группе, способность сосредотачиваться на сути проблемы, умение держаться на публике. Ведение дискуссии на иностранном языке способствует устной практике, сознательному использованию иностранного языка в практических целях, преодолению комплексов. Все учащиеся могут получить удовлетворение от участия в дискуссии, так как в большинстве видов дискуссий принимаются все точки зрения, и нет единственно правильного ответа.

Дискуссия как метод имеет следующие функции:

Обучающую - не столько важно найти решение какой-то проблемы, сколько приобрести определённые навыки, опыт, применить и закрепить уже имеющиеся знания и умения в ходе обсуждения.
Развивающую - это стимулирование творческой активности учащихся, развитие их логических способностей, умения мыслить самостоятельно, аргументировать и доказывать свою точку зрения, а также формирование общей культуры речи, культуры дискуссии и полемического мастерства.

Воспитательную - формирование социальной компетенции учащихся. Групповая организация работы учащихся способствует укреплению межличностных отношений, развивает умение слушать своего оппонента, уважать его мнение. Это как раз то умение, которого нам часто не хватает в жизни, из-за чего происходят многие конфликты.
Формы проведения дискуссии учитель варьирует от простого обсуждения интересующей учащихся проблемы до серьезной пресс-конференции, от ролевых и групповых игр до защиты проектных заданий.
Возможные методы проведения дискуссии:

• учащиеся размышляют о теме и данных;
• они принимают личное решение по данному вопросу;
• они работают в парах и принимают совместные решения;
• они могут работать в группах по 4 человека, и, если необходимо, приходят к компромиссному решению;
• на пленарном обсуждении они объясняют, как их группа пришла к такому решению, описывают проблемы, с которыми столкнулись, и говорят, почему они отвергли другие возможные варианты или решения;
• можно назначить нескольких учащихся для обсуждения проблемы, в то время как остальные учащиеся их слушают и посылают им комментарии или вопросы в письменном виде.
Успешное проведение дискуссии требует:
• выбрать интересную тему для обсуждения;
• поставить цель дискуссии, например: обмен мнениями, решение проблемы, сравнение и оценка возможных решений или интерпретаций;
• сформулировать задание, которое довольно (но не слишком) трудное для определённой группы учащихся;
• оказать необходимую помощь для придания импульса работе, например: дать рекомендации по структурированию дискуссии, полезные языковые выражения и лексику (можно раздать учащимся карточки с подсказками о проведении дискуссии и с выражениями, которые помогут им высказать своё мнение);
• обеспечить эффективную обратную связь и оценку работы. Обратная связь может основываться на результатах дискуссии, на том, насколько хорошо она прошла, насколько была полезна.

В УМК по французскому языку «Le français en perspective» метод дискуссии широко используют в 8-9 классах. С 5 по 7 класс применяются либо отдельные элементы дискуссии, либо дискуссионные методы. Так, например, на обсуждение в 8 классе выносятся следующие темы, в соответствии с которыми я ставлю следующие цели:
«Школа моей мечты» Составить портрет идеальной школы. (Учащиеся расставляют критерии по рангу).
«Носите ли вы фирменные вещи?» Обмен мнениями. Ответ на письмо из журнала.
«Любите ли вы ходить в музеи, когда путешествуете?» Создать классификацию известных музеев мира.
«Где вы предпочитаете жить, в городе или в деревне?» Обмен мнениями. Дебаты.
« Спорт – это лучшее проведение свободного времени» Составить рейтинг популярных видов спорта во Франции и в России.
«В какую страну вы бы поехали, если бы могли свободно выбирать? Определить критерии для выбора места путешествия.

При использовании дискуссии в учебном процессе, особое значение имеет подготовительный этап. Необходимо тщательно продумать и распределить роли участников, последовательность выступлений. Должен быть предварительно проработан соответствующий языковой материал, изучены и закреплены необходимые лексические единицы и грамматические структуры. Учитель задаёт направление дискуссии, обозначает вопросы обсуждения, обрисовывает интересные проблемные ситуации. А работа по поиску, отбору и анализу информации ложится на плечи учащихся.

Школьников необходимо обучать подготовке к ведению дискуссии:

• учить работать в библиотеке;
• учить использовать справочники, газеты, журналы, интернет-ресурсы и т.д.
• учить анализировать;
• подходить к теме с различных точек зрения;
• правильно вести и оформлять записи.

Рекомендации по методике проведения урока-дискуссии.

1. Заранее объявить тему урока и вопросы, которые будут обсуждаться.
2. Рациональная подготовка и распределение ролей в дискуссии, предоставление определённого материала учащимся
3. Составление плана урока – дискуссии с учётом элемента спонтанности.
4. Подготовка наглядных средств, аудиовизуальных материалов, опор, которые будут являться базой при ведении дискуссии.
5. Заранее можно подготовить не самых сильных учеников, так как для них это будет шанс проявить себя и поверить в свои силы.
6. Подготовка системы анализа, оценки и поощрения учеников.
В дискуссии как форме учебного занятия по иностранному языку ошибки неизбежны, но они являются частью учебного процесса. Исправление ошибок должно быть как можно более продуктивным и приносить пользу. Вмешательство непосредственно в ход обсуждения с целью исправить ошибку неизбежно приведёт к сбою, снизит темп выступлений и отвлечёт от сути дискутируемой проблемы.
Многие учащиеся из-за страха сделать ошибку предпочтут промолчать. Поэтому преподаватель может воспользоваться следующими приёмами:

1. фиксировать ошибки в ходе дискуссии и отложить их анализ на заключительный этап, выделив в качестве отдельного критерия оценки дискуссии грамматическую и лексическую правильность выступлений;
2. исправлять часть ошибок в процессе обсуждения в форме вопросов-уточнений или грамматически корректного повторения сказанного участником дискуссии.

В ходе урока-дискуссии важно оставаться в рамках иностранного языка, не переходя на родной язык. Задача общаться на иностранном языке должна быть поставлена до начала дискуссии и по возможности выполнятся в процессе дискуссии. Чтобы снять с преподавателя контролирующую функцию, можно ввести в дискуссию дополнительные функции-роли, которые будут распределены между участниками и будут содержать в себе некоторые игровые моменты: подготовить заранее цветные карточки, которые могут применяться как штрафные за использование русского языка или использовать звуковые сигналы.
Дискуссия предполагает доброжелательную атмосферу понимания, которую на уроках иностранного языка можно достичь благодаря разработке и тщательному соблюдению следующих правил, применимых к высказыванию учащихся на иностранном языке:

1. Любую мысль можно высказать без боязни.
2. Количество предлагаемых идей должно быть как можно больше.
3. Высказанные идеи разрешается комбинировать как угодно, а также видоизменять, то есть улучшать идеи, выдвинутые другими членами группы или другими учащимися.

В заключение хотелось бы отметить, что применяя метод дискуссии, мы научим ученика:

• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• строить понятные для партнёра высказывания;
• задавать вопросы;
• контролировать действия партнёра;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

А это значит, что мы развиваем коммуникативные универсальные учебные действия.

Литература
1. Григорьева Е.Я. Книга для учителя к учебнику для VIII класса школ с углубленным изучением французского языка. \\ Москва, Просвещение, 2009
2. Григорьева Е.Я. Учебник для VIII класса школ с углубленным изучением французского языка. \\ Москва, Просвещение, 2009
3. Игнатьева Т.А. Дискуссия как форма учебной деятельности//Банк педагогической информации ИПКиППРО ОГПУ (http://bank.orenipk.ru/Text/t27_79.htm).
4. Морозова И.Г. Дискуссия как метод проблемного обучения и как средство формирования межкультурной компетенции на занятиях иностранного языка в вузах (http://hse.ru/ data/2011/03/20/1211261853)
Просмотров: 3596 | Добавил:
Всего комментариев: 4
4  
Не могу не согласиться с Еленой Викторовной:очень важно, чтобы дети НЕ СТЕСНЯЛИСЬ высказывать свои мысли на любом (и родном в том числе) языке.
Спасибо, Вера Прокофьевна, за интересный материал!

3  
Вера Прокофьевна, Ваше выступление на сайте привлекло моё внимание. Ведь для нас очень важно обучить наших учащихся демократическим и гуманистическим принципам деятельности. Согласна, одно из заметных мест принадлежит учебной дискуссии, которая помогает развить критическое мышление учащихся и приобщить их к культуре демократического общества. Я являюсь автором элективного курса «Дебаты на уроках немецкого языка», который проводится в 10 – 11 классах в рамках предпрофильной подготовки. Это одна из моделей дискуссии. С полной уверенностью могу сказать, что групповое обсуждение и решение проблемы, отстаивание своей точки зрения при существовании других мнений формирует не только устойчивое знание темы, развивают у учащихся все основные языковые коммуникативные навыки, но и умение договариваться в группе, уважать суждения других участников дебатов.
Дебаты – это актуальный и эффективный подход к организации процесса изучения иностранного языка в старших классах средней школы в целом и к подготовке учащихся к олимпиадам и сдаче ЕГЭ по иностранному языку. Кроме того, данная педагогическая технология мотивирует моих учеников к самостоятельному изучению немецкого языка.
Примером реализации данной технологии могут являться победители школьных, районных, городских, областных, всероссийских, международных олимпиад и конкурсов по немецкому языку и высокие результаты учащихся на ЕГЭ.

2  
Согласны, что дискуссия является одним из успешных методов проблемно-ориентированного обучения, так как способствует развитию интереса учащихся. Очень важно, чтобы дети не стеснялись высказывать свои мысли на языке. Этот метод стимулирует развитие творческой активности учащихся, развивает логическое и критическое мышление.
Пигарева Е.В., Кухарева Н.Н.

1  
Абсолютно согласна с Верой Прокофьевной: дискуссия является одним из основных методов обучения во все времена. Наше время современных компьютерных технологий - не исключение. Дискуссия проста, как и все гениальное, и в то же время весьма эффективна. Но эффективна она лишь в том случае, если педагог сам владеет данным методом в совершенств, и научил этому детей. Замечательно, что Вера Прокофьевна приводит рекомендации по организации дискуссии. Думаю, они будут полезны многим педагогам.
В.И. Малиновская

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017
Создать бесплатный сайт с uCoz