Т.А. Гронштейн, учитель русского языка и литературы
Сегодня, в связи с новыми задачами школы, в педагогике и психологии усилилось внимание к теоретическим основам проблемного обучения и к практическому его применению в школе. Этот значительный интерес вызван тем, что проблемное обучение создает условия для формирования положительной мотивации учения и глубокого усвоения знаний. Проблемное преподавание определяется как деятельность учителя по созданию системы проблемных ситуаций, изложению учебного материала с его (полным или частичным) объяснением и управлению деятельностью учащихся, направленной на освоение новых знаний, как традиционным путем, так и путем самостоятельной подготовки учебных проблем и их решения. Проблемная ситуация, по определению А.М.Матюшкина, данному в работе «Проблемные ситуации в мышлении и обучении», «особый вид мыслительного взаимодействия субъекта и объекта; характеризуется таким психическим состоянием, возникающим у субъекта (учащегося) при выполнении им задания, которое требует найти (открыть или усвоить) новые, ранее не известные субъекту знания или способы действия». Вопросы и задачи, поставленные в учебной проблеме, уже решены, ответы известны учителю, но не ученику. Ответ на учебную проблему и должен получить учащийся либо от учителя, либо под его руководством, либо самостоятельно. Важным элементом в проблемных ситуациях, без которого невозможно целенаправленно их создавать и использовать, являются возможности учащегося, включающие интеллектуальные способности и достигнутый им уровень знаний. Проблемное обучение целесообразно использовать при преподавании элективных курсов в старшей школе. Ученики повзрослели, определились с выбором сферы деятельности, проявляют свойственный возрасту интерес к отвлеченным рассуждениям. Значит, и решение учебных проблем позволит им высказать разные накопившиеся соображения в свободной форме. Занятия, на которых происходит освоение новых, сложных теоретических понятий проходят в свободной форме, а значит, есть возможность быть услышанным заинтересованными в познании соучениками. Курс «Основы поэтики: Теория и практика анализа художественного произведения», который ведется в 2011-2012 учебном году, выбрали 17 учащихся. Он относится к предметно-ориентированным курсам и призван расширять кругозор учеников, способствовать их интеллектуальному и речевому развитию, а главное – умению рассуждать, применять читательский опыт для осмысления художественного произведения и использовать понятийный аппарат литературоведения для выражения своего отношения к прочитанному. Особую сложность для усвоения представляют философские понятия: эстетический объект, природа искусства, форма и содержание, назначение прекрасного. Говорить об абстрактном вообще трудно, а со школьниками - тем более. Поэтому постановка учебной проблемы – дать определение того или иного понятия после знакомства с материалами учебника, сформулировать определение и договориться о дальнейшем использовании в собственных рассуждениях – прекрасный способ стимуляции познания и последующей деятельности, направленной на создание картины мира. Разные способы познания (включая познание через художественные образы) делают её более разносторонней, а личность – духовно богатой. Природа художественного творчества – одна из тех тем, которые трудны для понимания и осмысления. Поэтому проблема, поставленная в начале занятия, несколько озадачивает своей сложностью. В какой мере творение подвластно творцу? Прочитанные и проанализированные фрагменты произведений позволяют понять, что привычные способы анализа и постижения смысла скорее затрудняют понимание, нежели проясняют природу творчества. Увидеть за яркими художественными образами сущность процесса создания художественного произведения и выявить элементы их содержания, из которых складывается понятие творческого акта, бессознательного творчества, сложно. Для анализа было предложено несколько художественных определений трудноуловимого понятия «творчество», данных разными художниками в разных формах: А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Ахматовой, Л. Толстого, А.К. Толстого, А.А. Фета. Возможность работы с текстом, предоставляемая современными компьютерными средствами, определяет скорость проверки разных вариантов ответов на вопросы, точность словоупотребления и понимания. Вывод о том, что творчество не контролируемый самим художником процесс и результат, звучит из уст учащихся убедительно, поскольку, проанализировав чувства и мысли лирических героев, они пришли к выводу о том, что сами творцы не вполне понимают, что именно происходит с ними в моменты создания художественных образов. Значит, процесс происходит бессознательно. Введение этого сложного понятия и есть основная трудность в преподавании и восприятии материала. Что происходит при соприкосновении творческого процесса с реальной жизнью? Это второй проблемный вопрос, который ставится в процессе изучения темы. Знакомство с теоретическими высказываниями писателей на эту тему, выделение основной мысли каждого текста, сопоставление и выяснение сходных и различных позиций и образов (высказывания, хоть и теоретического характера, но выражены художественным языком) позволяет сформировать представление о тайне творчества и его взаимодействии с реальностью. Понятна ли природа таланта? Ответил ли кто-нибудь из художников на вопрос о природе творчества? Кто из них вам понятнее и чем? В чём состоит загадка вдохновения? - вопросы, на которые отвечает ученик дома письменно, пользуясь усвоенными на уроке понятиями. Написание сочинения на одну из предложенных ниже тем: ♦ Загадка вдохновения. ♦ «Поэт прежде всего — строй души». (М. Цветаева) ♦ «Всякий талант неизъясним». (А. Пушкин) ♦ «Дарование есть поручение». (Е. Баратынский) ♦ Рождение художественных образов в стихотворении А. Фета «На кресле отвалясь, гляжу на потолок...». ♦ «Талант — обязанность, а не право». ( А. Блок) ♦ Сравнительный анализ стихотворений В. Брюсова «Творчество» и А. Блока «В углу дивана» - даёт возможность выразить самого себя, используя только что усвоенные понятия. Проблемная ситуация возникла при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях: филологические понятия при осмыслении философских категорий. Решение учебной проблемы учеником состоялось и под руководством учителя, и самостоятельно, исходя из имевшихся у него из курса литературы теоретических понятий.[/size]
|