Использование ЭОР в процессе обучения основной школы. Русский язык и литература
Шилов Д.А.
При явном изобилии пособий, представляющих собой практикумы и сборники упражнений, учитель продолжает испытывать нужду в материалах для организации целенаправленной практической самостоятельной работы учеников на уроке и дома. С созданием коллекций ЭОР, находящихся в открытом бесплатном доступе, в распоряжении учителя русского языка и литературы находится значительный массив электронных образовательных ресурсов тренировочно-контролирующего характера. В соответствии с новыми стандартами ФГОС тренировочно-контролирующие ЭОР направлены на достижение следующих целей:
по русскому языку - совершенствование речемыслительной деятельности; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; - освоение знаний о русском языке, его устройстве; об основных нормах русского литературного языка; - формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
по литературе - освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики; - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов.
Специфические особенности тренировочно-контролирующих материалов позволяют утверждать, что их внедрение в практику преподавания школьных дисциплин, в частности русского языка и литературы, позволит вывести трудоемкие и рутинные виды деятельности за пределы урока, освободив тем самым учителя для творческих видов деятельности. Электронные задания обеспечивают самостоятельную работу ученика с дидактическим материалом, но учитель не должен забывать о роли организатора процесса обучения. Его задача: отобрать из массива тренировочно-контролирующих ЭОР те, которые отвечают задачам урока; поставить перед учениками цель, объяснить, что они будут делать и зачем; проверить успешность выполнения заданий учениками. Возможна организация коллективной формы работы с отдельными заданиями, если они вызвали трудности у большинства учащихся. Такая работа может проводиться не только после самостоятельной работы, но предварять занятие в компьютерном классе: демонстрация и совместное выполнение занимательного по форме и содержанию задания теста будет хорошим стимулом для дальнейшей самостоятельной работы.
|