Понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Педагогическая игра обладает существенным признаком: четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям: • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; • учебная деятельность подчиняется правилам игры; • учебный материал используется в качестве ее средства; • в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Игра - школа человеческих отношений. В игре нет легко опознаваемого источника знаний, нет обучаемого лица. Процесс обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных контактов друг с другом. Игровое обучение ненавязчиво. Игра большей частью добровольна и желанна. В учебном процессе применяются различные модификации игр. Операционные игры. Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций. Например, методики написания сочинения, ведения пропаганды и агитации. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Игра этого типа проводится в условиях, имитирующих реальные. Исполнение ролей. В этих играх отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель – пьеса ситуации, между учащимися распределяются роли с «обязательным содержанием». «Деловой театр» В нем разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в определенной обстановке. Здесь ученик должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки – научить подростка ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность. Непременным условием успешности учителя является владение современными методами и приемами. Их применение определяет уровень преподавания и повышает эффективность урока. Урок – главная составная часть образовательного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной степени сосредоточивается на уроке. В мастерской каждого учителя существует большое количество разнообразных приемов и средств, позволяющих поддерживать высокий уровень преподавания. Время вносит свои коррективы в образовательный процесс, поэтому арсенал методических средств каждого педагога постоянно пополняется. Непременным условием успешности учителя владение современными технологиями и внедрение их свою практику. На уроках русского языка в 5 классе я использую дидактические сказки.
Задача дидактической сказки – помочь учителю при помощи ярких образов объяснить трудное правило. События, происходящие в дидактической сказке, помогают уяснить суть правила. «На корабликах» (цель: отработка умений составлять словосочетания, а также отличать от грамматической основы). «Проделки волшебника Барбарона» (цель: отработка умения различать на слух похожие по звучанию глаголы и существительные). «Инопланетянин Пунктир» (цель: отработка умения составлять текст с дополнениями), «Слова замаскировались» (цель: отработка умения правильно находить корень слова, приставки, суффиксы, окончания).
«Птенцы выпали из гнезда» (цель: закрепление нового материала, отработка умений правильно находить корень слова, подбирать однокоренные слова, отличать друг от друга похожие корни, развивать навыки систематизации). Раздаточный материал – вырезанные из бумаги гнезда и небольшие птички, на которых написаны слова.
Игра начинается с того, что учитель показывает детям письмо из дремучего леса от птицы-царицы, которое принес утром почтальон. Письмо в большом конверте. Ой, ребятушки! Наши помощники! Как на лес наш дремучий налетел ураган ужасный. Это чудо- юдо летело, огнем дышало, ветры нагоняло. Как деревья-то все закачались, до земли согнулись. Как птичьи гнезда накренились, покачнулись - все птенчики из гнездышек родных и повыпали. Помогите! Посадите в родные гнезда птенчиков! Птица - царица Учитель поясняет, что в русском языке об однокоренных словах говорят, что они составляют гнезда. И наши птенчики – это не обычные птенчики, а однокоренные слова, которые надо рассадить по родным гнездам. Ребята сидят в группах по 4-6 человек. Каждая группа получает раздаточный материал. Главное – чтобы задание было правильно выполнено. Группу, которая лучше всех справилась с заданием, учитель награждает. Это могут быть «волшебные перья птицы-царицы», они помогают получать пятерки. Призом могут быть открытки с изображением птиц. Конфуций писал: "Учитель и ученик растут вместе". Игровые формы уроков позволяют расти как ученикам, так и учителю.
Спасибо, Елена Владимировна, за интересный материал. Действительно, игра позволяет развивать и совершенствовать детские способности на уроках такого непростого предмета, как русский язык. Особенно в среднем звене, когда мотивация к учению исчезает. Тогда помогают в работе игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм, например: «В эфире-новости» или «Конкурс дикторов»; лексико-фразеологические игры («Третий лишний»; «Я работаю волшебником»; «По щучьему велению»; «Справочное бюро»; «Диктант-шутка»; «Диктант-молчанка»; «Лингвистический футбол»; «Умный редактор»; «Ремонт»; «Лови ошибку» и другие. Ученики с удовольствием включаются в такой вид деятельности, а урок перестает быть скучным.
Известно, что игры, путешествия вместе со сказочными персонажами помогают сделать процесс обучения интересным, увлекательным. На уроках, где применяются игровые технологии эффективно закрепляется пройденный материал, активизируется мыслительная деятельность учащихся, обогащается их словарный запас. Игра помогает разбудить фантазию ученика, желание работать и добиваться успехов. Л.В. Аленькина
Технология игры активно применяется учителями иностранного языка. Было интересно познакомиться с наработками коллег. Спасибо Татьяна Владимировна, обязательно использую в своей работе
Елена Владимировна, спасибо за интересный доклад. Хотелось бы узнать, на каких этапах урока Вы используете игровые технологии? Используются ли при этом средства ИКТ?
Конечно, игровые технологии требуют достаточной подготовки от учителя, необходимо продумать цель игры, её место в уроке, но они оправдывают себя, особенно на уроках в начальной школе. Главное, не заиграться, а то иногда дети начинают реагировать только на развлечения. Дёмина В.Е.
Игровые технологии используются в обучении иностранным языкам давно и широко на разных ступенях обучения. Игровая форма занятий, созданная при помощи игровых приемов и ситуаций, направлена на активизацию познавательной деятельности учащихся и осуществляется, практически, на каждом уроке иностранного языка. У учителей иностранных языков есть разнообразные игры, которые можно использовать и при обучении русскому языку. Готовы поделиться. Игру "Птенцы выпали из гнезда " обязательно использую на уроке. Спасибо.
Игра - своеобразный "доктор", который лечит апатию и низкую мотивацию, обособ¬ленность и педагогическую запущенность, позволяет ребенку раскрыть творческий потенциал, активизируя те стороны личности, которые при тради¬ционной системе обучения "дремлют": воображение, символьное мышление, коммуникабельность. Решение этих проблем может возникнуть у любого педагога и на любой ступени обучения. Поэтому, я думаю, не стоит считать эту форму приемлемой лишь для обучения младших школьников. С.Н. Миронова
Игра - своеобразный "доктор", который лечит апатию и низкую мотивацию, обособленность и педагогическую запущенность, позволяет ребенку раскрыть творческий потенциал, активизируя те стороны личности, которые при традиционной системе обучения "дремлют": воображение, символьное мышление, коммуникабельность. Решение этих проблем может возникнуть у любого педагога и на любой ступени обучения. Поэтому, я думаю, не стоит считать эту форму приемлемой лишь для обучения младших школьников. С.Н. Миронова