Васильева Т.Н.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование «универсальных учебных действий», обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем активного и сознательного присвоения нового социального опыта, а не только усвоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков. При составлении образовательной программы по новым стандартам необходимо планировать ожидаемые личностные результаты. К ним относятся: - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, - сформированность мотивации к учению и познанию, - ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, - социальные компетентности, личностные качества, - сформированность основ российской, гражданской идентичности. Личностные результаты формируются за счёт реализации как программ отдельных учебных предметов, так и программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. На мой взгляд, УМК «Школа России», на основе которого работает начальная школа МБОУ Гимназии №133, имеет большие возможности для развития ценносто-смысловых личностных универсальных учебных действий. Например, уроки обучения грамоте с первого класса включают этап работы с текстом. Данный этап затем переходит в уроки литературного чтения. Работая с текстом, ребенок сравнивает свое «я» с героями произведений, что способствует самопознанию, самоопределению. Начиная с Азбуки, учащиеся знакомятся с героическим прошлым России. С этой целью в содержание букваря включены такие тексты, как «Наше отечество» К. Ушинского. Во время чтения произведений великих русских писателей у детей формируются эстетические чувства, вырабатывается отношение к литературе, как к искусству слова. Во 2-м классе большое значение для развития личностных качеств на уроках литературного чтения имеет раздел «Я и мои друзья». Изучая различные произведения о дружбе, учащиеся учатся взаимопомощи и взаимовыручке, умению понимать сверстников, сопереживать им. Использование заданий типа: «Представь себя в такой ситуации. Как бы ты повел себя на месте героев» способствуют формированию рефлексии. Основы российской гражданской идентичности можно формировать на уроках окружающего мира. Например, во время изучения тем: «Что мы знаем о нашей стране и своём городе?» (1 класс), «Твой адрес в мире», «Государственная символика России» (2 класс). Развитию социальных компетентностей способствует раздел «Здоровье и безопасность» (2 класс). В начальном обучении ведущее место занимает предмет «Русский язык» поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения школьника по другим школьным предметам, а также обеспечивают успешность его «проживания» в детском обществе. На уроках русского языка у учащегося формируется позитивное отношение к правильной устной и письменной речи, что служит показателем общей культуры и гражданской позиции человека. Знания, полученные на русском языке, учащиеся могут использовать для решения различных коммуникативных задач. Предмет математика, на мой взгляд, прежде всего, направлен на развитие познавательных УУД, а так же коммуникативных УУД, т.к. данный предмет учит читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики, строить цепочки логических рассуждений и использовать их в устной и письменной речи. Использование вариативных учебных заданий, включение в процесс обучения математике игровых ситуаций, опора на опыт ребенка, коллективное обсуждение у учащихся самостоятельно выполненных заданий может способствовать формированию у учащихся положительного интереса к процессу познания, т.е. мотивации учения. Познавательная мотивация к учению – одна из важнейших личностных характеристик школьника. Наличие данного вида мотивации – один из показателей успешной адаптации ученика к школе. На ранних этапах обучения развитию познавательной мотивации способствует использование игровых технологий на уроках. В дальнейшем данные технологии менее эффективны. Наоборот, исследования психологов показывают, что слишком частое использование «игровых моментов» на уроке может снизить познавательную мотивацию у тех учеников, которые «пришли в школу учиться». Для развития личностных УУД можно использовать различные современные образовательные технологии: - проектная деятельность – помогает строить процесс обучения с учетом индивидуальной траектории развития ученика, его интересов и склонностей, - ИКТ-технологии - оказывают эмоциональное воздействие на учащихся, что позволяет формировать личностное отношение у учащихся к увиденному и услышанному, повышает мотивацию учения, - технология проблемного диалога – стимулирует мотивацию учения, формирует самостоятельность и убеждения, - технология уровневой дифференциации – формирует адекватную самооценку, саморазвитие и самосовершенствовование. - современная система оценивания «Портфолио» - способствует личностному самоопределению учеников, готовности к саморазвитию, формированию адекватной самооценки. Таким образом, использование различных образовательных технологий, современной методики оценивания может способствовать успешной адаптации учащихся к школе, развитию познавательной мотивации на начальном этапе обучения. Формированию важных новообразований учащихся 3-4 классов: рефлексии, готовности к саморазвитию, «умению учиться».
|