Шалашова Ж.В. учитель
начальных классов МБОУ Гимназия № 133
Специфика современного мира
состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается.
Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и
нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения
учиться становятся сегодня всё более
востребованными. Исходя из этого,
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования определил в качестве главных результатов не предметные, а
личностные и метапредметные – универсальные - учебные действия: «Важнейшей
задачей современной системы образования является формирование универсальных
учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к
саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это дости-гается путём сознательного,
активного присвоения учащимися социального опыта».
Под общеучебными умениями мы
понимаем умения, универсальные для всех школьных предметов и основных сфер
человеческой деятельности. Универсальные учебные действия (УУД) – это
обобщённые действия, обеспечивающие умение учиться. Обобщённым действиям
свойствен широкий перенос, т.е. обобщенное действие, сформированное на
конкретном материале какого-либо предмета, может быть использовано при изучении
других предметов
Для УУД предусмотрена отдельная
программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все
виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных
предметов. Наличие этой программы в
комплексе Основной образовательной программы начального общего образования
задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.
Первый класс школы – один из
наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Поступление в школу
для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный
стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет
адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и
успеваемость в последующие годы.
При поступлении в школу на ребенка влияет комплекс факторов:
классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное
ограничение двигательной активности, появление новых, не всегда привлекательных
обязанностей. Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого
систему адаптивных реакций.
Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему
необходимо успешно овладевать учебной деятельностью, освоить школьные нормы
поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться.
Психологами доказано, что обычные
дети в младших классах школы вполне способны усваивать и более сложный
материал, чем тот, который дается по действующей программе обучения. Однако для
того, чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо решить
предварительно важную задачу: как можно быстрее адаптировать детей к работе в
школе и дома, научить их учиться, не тратя лишних физических усилий, быть
внимательными, усидчивыми.
Начало обучения ребенка в школе – сложный и ответственный
этап в его жизни. Психологи отмечают, что дети 6–7 лет переживают
психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе.
Каковы условия возникновения необходимости психологической
адаптации ребенка к школе?
Во-первых, меняется социальная позиция ребенка: из
дошкольника он превращается в ученика. У него появляются новые и сложные
обязанности: приходить вовремя в школу, быть внимательным на уроках,
дисциплинированным и т. п. По существу, впервые в своей жизни ребенок
становится членом общества со своими обязанностями и социально-общественным
долгом. Учитель выступает представителем общества: он задает требования и
нормы, ориентирует ребенка в том, как ему следует себя вести, что и как делать.
Во-вторых, у ребенка
происходит смена ведущей деятельности. До начала обучения в школе дети заняты
преимущественно игрой. С приходом в школу они начинают овладевать учебной
деятельностью.
В-третьих, важным фактором психологической адаптации ребенка
к школе выступает его социальное окружение. От отношения учителя к ребенку
зависит успешность его дальнейшего обучения в школе. Успешность адаптации
ребенка к школе зависит еще и от того, насколько прочно он смог утвердить свою
позицию в классе среди сверстников. Активный и инициативный ребенок становится
лидером, начинает хорошо учиться, тихий и податливый ученик превращается в
ведомого или аутсайдера, учится нехотя или непосредственно.
В-четвертых, одной из острых проблем выступает проблема
сдерживания двигательной активности инициативного ребенка и, наоборот,
активизация вялых и пассивных детей.
Отсутствие адаптации у определенной части школьников связано
с поведенческими проблемами – низкое усвоение школьных норм поведения. На
уроках эти дети невнимательны, часто не слушают объяснения учителя, отвлекаются
на посторонние занятия и разговоры, если же они сосредотачиваются на задании,
то выполняют его правильно. На перемене происходит разрядка напряжения: они
бегают, кричат, мешают другим ребятам. Все это постепенно приводит к их
изоляции, все чаще в поведении проявляются вспышки гнева, злости по отношению к
одноклассникам.
Процесс адаптации ребенка к школе так же можно разделить на
несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности и характеризуется
различной степенью напряженности функциональных систем организма.
Первый этап – ориентировочный, когда в ответ на весь
комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического общения,
отвечают бурной реакцией и значительным напряжением практически все системы
организма. Эта "физиологическая буря” длится достаточно долго (2–3
недели).
Каковы же задачи адаптационного периода?
* вживание в позицию школьника (поэтому важно показать
различие: школьник - нешкольник);
* ввести понятие оценки, самооценки и различные их критерии;
* научить ребенка задавать вопрос (не столько в процедурном
плане, сколько в смысле решимости);
* подготовить родителей к новой роли — родителя школьника.
Чем же характеризуются первые недели обучения? Прежде всего,
достаточно низким уровнем и неустойчивостью работоспособности, очень высоким
уровнем напряжения сердечно-сосудистой системы, а так же низким показателем
координации (взаимодействия) различных систем организма между собой.
Успешность процесса адаптации во многом определяется
состоянием здоровья ребенка, психологической готовностью к обучению.
Учебная деятельность носит коллективный характер, поэтому
при поступлении в школу ребенок должен обладать определенными навыками общения
с другими детьми, благодаря которым он сможет быстро приобщиться к группе
сверстников. В формировании дружеских взаимоотношений немаловажную роль играет
учитель. Он выступает как авторитетный наставник, требующий выполнения
определенных правил поведения и пресекающий всякие отклонения от них.
С целью реализации
«ступенчатого» метода постепенного наращивания учебной нагрузки в первом
классе, в соответствии с п. 10.10.
СанПиН 2.4.2.2821-10, обеспечивается организация адаптационного периода
(письмо МО РФ от 20 апреля 2002 г. № 408/13-13). Таким образом, число уроков в день в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35
минут каждый, в ноябре-декабре – по 4
урока по 35 минут каждый, в январе – мае –
по 4 урока по 45 минут каждый.
В сентябре – октябре – месяце проведение четвертого урока (48 учебных часов: 6 уроков еженедельно) следует проводить в нетрадиционной форме: целевые прогулки, экскурсии, уроки - театрализации.
Уроки физкультуры следует проводить в адаптационный период
последними. Содержание уроков должно быть направлено на развитие и совершенствование движения
детей и по возможности проводится на свежем воздухе. Таким образом, уроки в нетрадиционной форме (сентябрь-октябрь) распределяются в рамках учебного плана
следующим образом: 24 урока физкультуры и 24 нетрадиционных урока, которые
можно распределить между разными предметами, использовав гибко расписание
уроков. Например, провести последними уроками
в течение сентября – октября 4 – 5 экскурсий по окружающему миру, 3 – 4 по изобразительному искусству, 4 – 6 –
по технологии, 4 – 5 уроков театрализаций по музыке и 6 – 7 уроков-игр и
экскурсий по математике.
Такой подход
предназначен для того, чтобы в промежутке между дошкольным и школьным детством
помочь ребенку войти в новую систему отношений с взрослыми, сверстниками и
самим собой. В его основе лежат дидактические игры на конструирование,
классификацию, рассуждение, запоминание, внимание и др., однако усилия детей
при этом направляются на освоение отношений, на выработку умения
договариваться, обмениваться мнениями, понимать друг друга и себя так, «как это
делают настоящие школьники». Материал, с
которым работают дети, чисто дошкольный: дидактические игры на конструирование,
классификацию, сериацию, рассуждение, запоминание, внимание и т. п. При не
обязательно стремиться научить их в
совершенстве все выполнять конструировать, классифицировать и т. п. Усилия
детей должны быть сосредоточены на освоении отношений: на выработке умений
договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя.
|