Маклова Е.В.
В Российской
Федерации остро возникла необходимость обновления начального образования. На
первый план выдвинулась функция обучения, обеспечивающая становление
полноценной личности младшего школьника, раскрытие его индивидуальных
способностей, в первую очередь за счет повышения его осознанного, активного
участия в осуществлении учебного процесса, усиления личностного начала,
повышения творческой активности детей. Как никогда, сегодня необходимо помочь
ребенку адаптироваться к миру, показать богатство его красоты, научить
необходимой азбуке жизненной премудрости и основным навыкам.
Жан-Жак Руссо писал: "Ребенок может делать все, что он
хочет, но хотеть он должен того, что хочет воспитатель”. Это высказывание как
нельзя лучше передает всю суть методики интеллектуального развития младших
школьников как на уроках, так и на воспитательных часах, предусмотренных
программой ГПД
Именно воспитательная работа является главным в группе
продленного дня, так как детям дается почувствовать радость своего движения
вперед, удовлетворение от успешно выполненной работы, от хорошего поступка. При
этих условиях ребенку всегда будет интересно посещать занятия в группе, что
становится действительной помощью и родителям, и школьным преподавателям.
Система послеурочных
занятий на воздухе в школе складывается из следующих видов: экскурсионных, прогулочных, игровых,
физкультурно-оздоровительных занятий. Системообразующей связью между
ними является обязательная двигательная деятельность, направленная на восстановление сил учащихся средствами
активного отдыха. Организм ребенка должен получить взамен умственной
напряженной работы физическую нагрузку. Подобная система положительно
отразилась на самочувствии детей. Заболеваемость учащихся в ГПД в среднем на 22%
ниже, чем в классах дневного обучения.
Физкультурно-оздоровительные
занятия - это одна из форм активного отдыха. Во время этих
занятий младшие школьники смогут посостязаться в беге, прыжках, метании, лазанье
и т.д. В массовых играх ребята учатся играть вместе, «болеть» за интересы
команды, быть уступчивыми, учатся культуре взаимоотношений. После проведения массовой игры можно перейти
к играм небольшими группами, что
способствует дальнейшему их отдыху. Детям очень полезны игры с правилами,
которые дисциплинируют их и учат выдержке. Например, такие игры, как «Кто
первый», «Тише едешь – дальше будешь», «Мышеловка», «Займи домик», «Остров
сокровищ» и другие. Самые азартные и нетерпеливые не рассчитывают своих
движений, выскакивают вперед и поэтому проигрывают. Значит, нужно учить детей
управлять собой и строго соизмерять движения. В игре воспитывается культура речи.
В азарте мальчики часто допускают грубоватые, далеко не литературные выражения,
что обычно не вызывает у других ребят отрицательной реакции и, к сожалению,
легко перенимается. За этим необходимо тщательно следить, исправлять речь,
настойчиво стараться выработать у детей отвращение к сквернословию. Нестандартность детской психологии и в том,
что советы легче воспринимаются, когда они представлены в шутливой или
парадоксальной форме. Поэтому
"Вредные советы" Г.Остера, сказочная повесть Л.Васильевой
"Азбука вежливости", пьеса С.Маршака "Кошкин дом"
помогают научиться культуре общения.
Регулярные
соревнования типа «Веселые старты» позволили воспитателю определить роль
каждого ученика.
Экскурсионным
занятиям в ГПД придается
оздоровительно-воспитательный характер. Все экскурсии в ГПД по содержанию
познавательного материала подразделяются на обществоведческие и
природоведческие.
Во
время обществоведческих экскурсий
большое внимание уделяется показу труда
и другой общественно -полезной деятельности людей. Дети узнают о специфике
массовых профессий, трудовых и боевых традициях народа на примерах жизни и
истории родного края (Экскурсия по улице Юных пионеров:»Памятники истории
Металлургического завода», экскурсия в парк «50 лет Октября» к Вечному огню
ит.д.) В этом году в связи с юбилеем
Великой Победы особое внимание во время экскурсий уделялось истории Самары в
годы Великой Отечественной войны
Природоведческие экскурсии знакомят младших школьников с многообразием
окружающей природы. (Сезонные экскурсии в парк с целью наблюдения за природой и
природными явлениями). Такие иногда двухчасовые экскурсионные занятия достаточно
полно удовлетворяют потребности в отдыхе. Они благотворно воздействуют на
формирование такого важного для учебной деятельности качества, как наблюдательность,
обогащают учащихся новыми представлениями и понятиями об окружающей жизни. Другое
занятие в группе продленного дня – прогулка. Прогулка – это ходьба по
определенным маршрутам с целью удовлетворения потребности организма в движении.
Маршрут прокладывается по любой, в том числе и пересеченной местности как в жилом массиве, так и за его пределами.
Движение осуществляется либо строем, либо без него. От участников прогулки
требуется соблюдение установленных в начале правил. Главным из них является, не обгонять направляющего и
не отставать от замыкающего. При планировании прогулок учитывалось то
обстоятельство, что каждая из них проводится один раз в неделю. (Например:
прогулка «Твоя дорога в школу», «Главные улицы нашего микрорайона»,
«Строительные объекты» и др.)
По своей продолжительности беседы бывают самыми разными и длятся от 15 до 30 мин. в
зависимости от их содержания. Темы бесед, в основном, опираются на тематический
план начальной школы и ориентировочно распадаются на следующие тематические группы:
-Школа безопасности ( «Терроризм
наш враг», «Номер -01!», «Новогодняя
Елка», «Как уберечь себя от простуды» и т. д.).
-Поговорим по душам («Завтрашний
характер в сегодняшних поступках», «До дружбы надо вырасти», «Твоя
застенчивость», «Как ты ведешь себя в гостях» и т. д.).
-Внимательный читатель ( «Сказка
ложь, да в ней намек», стихи, рассказы, детские журналы «Мурзилка»,
«Ставроша».).
-Галерея искусств (В.А. Саврасов,
И..Шишкин, Русская глиняная игрушка, Искусство Палеха-роспись икон и
шкатулок, национальные узоры в вышивках
и т. д.).
-Знакомые
незнакомцы («Новое о животных: «Летучие рыбы», новое о растениях:
«Растения- хищники» и т. д.).
После прогулки детям дается несколько минут на то,
чтобы вымыть руки, подняться в класс для проведения воспитательных мероприятий,
запланированных учителем и посещения кружков.
Большую роль в воспитании детей и формировании их
духовного облика играют беседы. Они
отличаются от уроков в классе и носят характер дружеского собеседования и
обладают значительной степенью занимательности. К проведению бесед привлекались
учащиеся разного возраста, что делает самый сухой факт, доступным для
восприятия и вызывает определенные эмоции. ( Учащиеся 9 кл. выступают
с беседой- викториной «Знаешь ли ты дорожные
знаки?», учащиеся 8кл. с беседой – презентацией
«Электрические приборы в нашем быту», Часто
приглашаются школьные медики (Яхвонова
Г.А.), библиотекарь (Горнова Н.М.)
Каждый
месяц группа с помощью библиотекаря знакомится
с новыми журналами для детей.
Последнее время
в работе воспитателей ГПД очень
эффективно используется школьная медиатека. В зависимости от времени года,
календарных праздников, юбилеев детской литературы учащиеся смотрят мультфильмы
по произведениям Николая Носова («Незнайка и его друзья»).
Вильгельма Гауфа «(Калиф –аист»), Джанни Родари («Чиполлино»), Э.Распе ("Приключения
барона Мюнхгаузена"), Алексея Толстого («Золотой ключик или приключения
Буратино»).Регулярными стали встречи с экранизациями классики. В прошлом году в
школьной медиатеке регулярно шла рубрика
«В гостях у сказки». Ученики просмотрели фильм А.Птушко «Сказка о царе
Салтане», а также сказки «Морозко», "Три толстяка».
В этом году предполагается
посмотреть мультфильмы "Серая
Шейка" (в связи с юбилеем Мамина-Сибиряка, цикл мультфильмов по произведениям К.И.Чуковского и С.В. Михалкова,
прочитать стихотворения М.И.Цветаевой
" ("Курлык", "Маме", "Книги в красном
переплете"), к столетию со дня рождения И.Губарева посмотреть фильм
"Королевство Кривых зеркал", к 100-летнему юбилею Д.Драгунского - выборочные
сюжеты из программы "Ералаш".
Воспитатели
ГПД работают в тесном тандеме с педагогами тех классов, дети которых посещают ГПД.
Например,
просмотр мультфильмов видеофильмов и прослушивание
аудиозаписей идет параллельно с освоением
назначенных тем в школьной программе
Так в первом классе иллюстрации-раскраски к
сказкам "Колобок», «Репка» помогают детям глубже усвоить содержание, развивают
их художественные качества и моторику, развить воображение и способность
самостоятельного творчества.
Регулярными
в организации работы групп стали и встречи
с известным самарским поэтом-баснописцем Иваном Федоровичем Бондаренко.
Ежегодно он представляет во всех группах презентацию своих новых сборников
«Басни для детей», читает свои произведения.
Обновляется и подход к детскому рукоделию. Его организация сочетает хорошие традиции прежних лет
–самостоятельное изготовление игрушек и использованием новых технологий – дети
работают с бумагой и картоном по готовым шаблонам, но при этом их фантазии
представляется широкое поле деятельности. Ко дню Почты накануне каникул школьники делали
свои первые конверты, а накануне Дня
учителя - изготовляли самостоятельные открытки, при этом некоторые использовали
словари иностранных языков, чтобы поздравить преподавателей любимого предмета.
Творчески проходят первые уроки дизайна - школьники в свободное время готовят на картонной основе изображение комнаты,
используя каталоги, дидактические разрезные материалы, заселяя домик любимыми
сказочными героями. Дети изготовляют самостоятельные подарки к Дню Матери, Дню
пожилого человека, Дню учителя, 8 Марта, празднику 23 февраля,
"валентинки». К юбилею Алексея Толстого «строится» маленький кукольный
театр. К Пасхе изготовляются макеты
пасхальных яиц и открытки. Кстати, возрождаются традиции рождественских а пасхальных чтений. Накануне
Нового года вместе с детьми читаем и комментируем сказку " Девочка со
спичками" Андерсена, «Ангелочек" Л.Андреева, "Мальчик у Христа
на ёлке" Ф. Достоевского. К Пасхе читаем рассказ А.Куприна "Чудесный
доктор", стихи русских поэтов.
Разнообразие
занятий в ГПД помогает ученикам
начальных классов гармонично воспринимать окружающий мир и готовиться к
взрослой жизни, Расширение тематики воспитательных часов, их содержания, помогает
детям быть чуткими, тактичными,
любознательными. педагогики, ведущей от сердца к уму, использующей минимум
дидактики, воспитывающей вечные человеческие ценности и
оптимистическое восприятие мира.
|