Рустамова Т.Б.
С
приходом ФГОС изменилась роль учителя на уроке, он становится не вещателем
знаний, а проводником в освоении новых знаний, организатором деятельности своих
учеников на уроке.Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом
обучения, быть вдохновителем учащихся. Актуальность приобретают теперь слова
Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет.
Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».
Приоритетной
целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков
от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно
ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и
оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся
сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного
процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию
системы универсальных учебных действий.
Овладение
универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного
успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе
формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это
обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся
ориентироваться в различных предметных областях познания.
Требования
нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих учителей.
И всё же у многих педагогов они вызвали тревогу и неуверенность в своих силах.
Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и
метапредметные результаты? Какие из предложенных в учебнике задания
целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы работы будут
эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять? И,
наконец, нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике
преподавания форм работы с обучающимися? Это далеко не все вопросы, которые
сегодня задаёт учитель, реализующий ФГОС НОО.
.
Реализация
стандарта сегодня происходит через учебник. В каждом учебнике существует своя
навигация. Изучив её, ребёнок спокойно работает на уроке самостоятельно,
понимая, что от него требуется. Установлены чёткие границы урока, номера,
которые нужно выполнить в классе, дома, в тетради для самостоятельных работ.
Установлены значки «Работа в паре», «Подумай». То есть учителю, прежде, чем
начать проектировать свой урок, нужно внимательно изучить страницы
учебника.Формы и методы работы учителя на современном уроке разнообразны.
Учитель
может предложить устный счёт на магнитной доске,с перекидными цифрами,
с
разрезным вкладышем из учебника математики.
Такие
приёмы работы повышают мотивацию, формируют умение работать в группе,
прислушиваться к мнению соседа, придумывать задачи из реальной жизни и решать
их.
Использование
интерактивной доски позволяет расширить возможности работы на уроке.
Обучающие
диски вызывают огромный интерес у ребят, так как приближают их к реальной
современной жизни, процесс изучения материала или его закрепление происходит в
мобильном режиме, ярко, увлекательно, познавательно.
Работа в парах на этапе урока по закреплению
учащимися предметных знаний может быть организована в форме учебного
практико-ориентированного проекта. Учебные проекты могут стать тем инструментом
,который позволит поддерживать учебную мотивацию,и формировать у учащихся универсальные
учебные действия.Можно выделить целый урок на выполнение учащимися проектных
задач. А можно организовать мини-проект,он по сути своей останется значимым
практико-ориентированным.Так при изучении темы «Ломаная линия»(1класс)можно предложить
учащимся увлекательно рассказать ,что такое ломаная.Какие только интересные
истории не услышите вы.
Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый
стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет
почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что
прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не
стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми
педагогическими технологиями в новой образовательной среде.
Спасибо
за внимание!
|