Доклад учителя МБОУ Гимназии № 133 Деминой Валентины
Евгеньевны
на тему
«Комплексный подход к оценке результатов образования
(оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования)»
С 1
сентября 2011 года в школах Российской Федерации введен
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования второго поколения.
Принципиальное
отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а
личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и
происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний,
накопленная за время обучения в школе. Федеральный государственный
образовательный стандарт - это совокупность трех систем требований:
•
требований
к результату образования,
•
требований
к структуре основных образовательных
программ (то, как школа выстраивает свою образовательную деятельность),
•
требований
к условиям реализации стандарта
(кадры, финансы, материально-техническая база, информационное сопровождение и пр.).
Планируемые результаты являются обязательной составной частью
основной образовательной программы начального общего образования.
Требования задают
ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
Личностные результаты обучения –
это уровень сформированной ценностной ориентации выпускников начальной школы,
отражающей их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной
деятельности, социальные чувства, личностные качества.
Метапредметные результаты обучения –
это освоенные при изучении нескольких или всех предметов универсальные учебные
действия, межпредметные понятия.
Предметные результаты обучения – это освоенный
обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данного
предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и
применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая
в основе современной научной картины мира.
В
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования в школах разработана система оценки,
ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с
целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего
образования.
Особенностями системы оценки являются:
·
комплексный
подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и
личностных результатов общего образования);
·
использование
планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве
содержательной и критериальной базы оценки;
·
оценка
успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе
системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению
учебно-практических и учебно-познавательных задач;
·
оценка
динамики образовательных достижений обучающихся;
·
сочетание
внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
·
использование
персонифицированных процедур итоговой
оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки
состояния и тенденций развития системы образования;
·
уровневый
подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
·
использование
накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику
индивидуальных образовательных достижений;
·
использование
наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты,
практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и
др.;
·
использование
контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных
программ при интерпретации результатов педагогических измерений.
Используемая в школе система оценки
ориентирована на стимулирование обучающегося стремиться к объективному
контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности
в адекватной и конструктивной самооценке.
На начальной ступени обучения особое значение
для продолжения образования имеют:
• Освоение опорной системы знаний по
русскому языку и математике
• Овладение речевыми метапредметными
действиями (навыки осознанного чтения и навыки работы с информацией)
• Овладение коммуникативными
метапредметными действиями
Появляются новые формы итоговых работ –
комплексные проверочные работы на предметной и межпредметной основе. Работы на
предметной основе проверяют уровень достижения предметных результатов. Работы
на межпредметной основе проверяют уровень достижения метапредметных
результатов.
Оценка личностных результатов
Объектом
оценки личностных результатов являются сформированные у учащихся
универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока:
·
самоопределение —
сформированность внутренней позиции обучающегося
·
смыслоообразование —
поиск и установление личностного смысла
·
морально-этическая ориентация — знание
основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их
социальной необходимости;
Основное
содержание оценки личностных
результатов на ступени начального общего образования строится вокруг
оценки:
·
сформированности внутренней позиции обучающегося
·
ориентации на содержательные моменты образовательного процесса
·
сформированности основ гражданской идентичности — чувства гордости
за свою Родину
·
сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей
в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в
учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в
успех;
·
сформированности мотивации учебной деятельности
·
знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений
Оценка личностных
результатов осуществляется, во-первых, в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований специалистами, не работающими в школе и
обладающими необходимой компетенцией в сфере психолого-педагогической
диагностики развития личности.
Вторым методом оценки личностных результатов учащихся используемым
в образовательной программе является оценка личностного прогресса ученика
с помощью портфолио, способствующего формированию у
учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать,
систематизировать, классифицировать.
Личностные результаты выпускников на ступени начального общего
образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат
итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает
эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.
|