Насонова В.М., учитель начальных классов МБОУ «Гимназия № 133»
Младший школьный возраст является наиболее
ответственным этапом
школьного детства. Высокая сензитивность этого
возрастного периода определяет большие потенциальные возможности
разностороннего развития ребенка. Поэтому игра как была очень важна для
развития личности школьника перед введением новых стандартов, так и остается.
Участие младших школьников в различных играх
способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, коммуникативность,
стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх
совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию,
взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.
Значение игры в развитии и воспитании личности
уникально, так как игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом,
проявить и развить свою личность.
Сущность игры заключается в том, что в ней важен не
результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями.
Хотя ситуации, проигрываемые ребенком, воображаемые, но чувства, переживаемые
им, реальны.
Эта специфическая особенность игры несет в себе
большие воспитательные возможности, так как, управляя содержанием игры, педагог
может программировать определенные положительные
чувства играющих детей.
Через творчество и игрушки ребенок может успешно освоить многие элементы и виды человеческой деятельности. Ребенок, мало играющий, теряет в своем развитии, так как в игре он «всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя».
При изучении развития детей видно, что в игре
эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. Обусловленные игрой изменения в психике
ребенка настолько существенны, что в психологии утвердился взгляд на игру как
на ведущую деятельность в дошкольный период, а также не исчезающую деятельность
в младший школьный период.
Творческий характер игры подтверждается тем, что
ребенок не копирует жизнь, а, подражая тому, что видит, комбинирует свои представления.
При этом он передает свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства. Это
роднит игру с искусством, но ребенок – не актер. Он играет для себя, а не для
зрителей, он не разучивает роль, а создает ее по ходу игры. Когда ребенок
входит в образ, у него живо работает мысль, углубляются чувства, он искренне
переживает изображаемые события.
Но творчество не появляется само собой, оно
воспитывается, оно развивается в
результате длительной систематической работы педагогов.
Развитие игрового творчества проявляется, прежде
всего, в постепенном обогащении содержания игры. От богатства и характера
содержания игры зависит развитие замысла и средств изображения задуманного. В
игре постепенно развивается целенаправленность действий.
Очень большие изменения в процессе обучения
претерпевает мышление младшего школьника. Развитие творческого мышления приводит к качественной перестройке восприятия
и памяти, к превращению их в произвольные, регулируемые процессы. Важно
правильно воздействовать на процесс развития, так как долгое время считалось,
что мышление ребенка – это как бы "недоразвитое” мышление взрослого, что
ребенок с возрастом больше узнает, умнеет, становится сообразительным. А сейчас
у психологов не вызывает сомнения тот факт, что мышление ребенка качественно
отличается от мышления взрослого и что развивать мышление возможно, только
опираясь на знание особенностей каждого возраста. (3 стадии)
Постепенно формируя все виды мышления с развитием у
ребенка творческого подхода к любой поставленной задаче, мы можем дать ему
возможность для того, чтобы он вырос мыслящей и творческой личностью.
Также одним из важнейших условий формирования личности
ребенка младшего школьного возраста является творческое воображение. Подлинное усвоение любого учебного предмета
невозможно без активной деятельности воображения, без умения представить,
вообразить то, о чем пишется в учебнике, о чем говорит учитель, без умения
оперировать наглядными образами. В процессе развития воображения в младшем
школьном возрасте совершенствуется воссоздающее воображение, связанное с
представлением ранее воспринятого, или создание образов в соответствии с данным
описанием, схемой, рисунком и т.д. Творческое воображение как создание новых
образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта,
соединением их в новые сочетания, комбинации, также получают дальнейшее
развитие.
Задача учителя – сделать плавным, адекватным переход
детей от игровой деятельности – к учебной. Решающую роль в этом имеют
дидактические игры.
Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии
ребенка. В дошкольном и младшем школьном возрасте выделяются три класса игр:
- игры, возникающие по инициативе ребенка, –
самодеятельные игры (игра –экспериментирование и сюжетные самодеятельные игры –
сюжетно-образовательная, сюжетно-ролевая, режиссерская и театрализованная);
- игры, возникающие по инициативе взрослого,
внедряющего их с образовательной и воспитательной целью;
- игры, идущие от исторически сложившихся традиций
этноса – народные игры, которые могут возникать как по инициативе взрослого,
так и более старших детей.
Первый класс игр представляется наиболее продуктивным для
развития интеллектуальной инициативы, творчества ребенка, которые проявляются в
постановке себе и другим играющим новых игровых задач; для возникновения новых
мотивов и видов деятельности.
Второй класс игр включает игры обучающие
(дидактические, сюжетно-дидактические и другие) и досуговые, к которым следует
отнести игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные. Все игры могут быть и самостоятельными,
но они никогда не являются самодеятельными, так как за самостоятельностью в них
стоит выученность правил, а не исходная инициатива ребенка в постановке игровой
задачи.
Третий класс игр – традиционные или народные.
Исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучаемым и досуговым.
Исследования, проведенные в последние годы, показали, что народные игры
способствуют формированию у детей универсальных родовых и психических
способностей человека (сенсомоторной координации, произвольности поведения,
символической функции мышления и другие), а также важнейших черт психологии
этноса, создавшего игру.
Подробнее о дидактических играх:
Дидактические игры – это разновидность игр с
правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и
воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в
обучении детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее
влияние игровой деятельности.
Таким образом, дидактическая игра – это игра только
для ребенка, а для взрослого – это способ обучения. Цель дидактических игр –
облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.
Все дидактические игры можно разделить на три основных
вида:
1 – игры с предметами (игрушками, природным
материалом);
2 – настольные печатные;
3 – словесные игры.
В играх с
предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети
учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих
игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой,
качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление
последовательности в решении задач.
В игре также используют предметы, в которых разница
между ними менее заметна. В играх с предметами, младшие школьники выполняют
задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения
предметов, нахождение отсутствующего предмета. Играя, они приобретают умения
складывать из частей целое, выкладывать узоры из разнообразных форм.
Игры с природным материалом учитель применяет при
проведении таких дидактических игр, как "Чьи следы?", "От какого дерева лист?”,
"Разложи листья по убывающей величине” и.т.д. В таких играх закрепляются знания
об окружающей природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ,
синтез, классификация).
Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки,
различные виды лото, домино. При их использовании решаются различные
развивающие задачи. Так, например, игра, основанная на подборе картинок по
парам. Ученики объединяют картинки не только по внешним признакам, но и по
смыслу. Подбор картинок по общему признаку – классификация. Здесь от учеников
требуется обобщения, установление связи между предметами.
Составление разрезных картинок направлено на развитие
у детей умения из отдельных частей составлять целый предмет, логического
мышления.
Описание, рассказ по картинке с показом действий,
движений направлено на развитие речи, воображения, творчества у младших
школьников. Для того чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картинке,
ученик прибегает к имитации движений (например, животного, птицы и.т.д.)
В этих играх формируются такие ценные качества
личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в
создании необходимого образа.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких
играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углубляют
знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее
знания о новых связях в новых обстоятельствах.
С помощью словесных игр у детей воспитывают желание
заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности
умственной работы ребенок преодолевает
легко, не замечая, что его учат.
|