СЕМИНАР 2
Захарова Н.В.
МБОУ Гимназия №133,
г. о. Самара
Учёные отмечают, что в наше быстро к различным формам меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека, в структуре мышления. Сегодняшний день всё настойчивее требует поиска таких форм и методов обучения, внедрение которых способствовало активизации учебно – познавательной деятельности учеников, повышало бы эффективность приобретения учащимися новых знаний, развивало бы творческую активность, а также навыки коллективно согласованных действий. Учителя достигают разными средствами активизации познавательной деятельности.
Я направляю своё внимание не только на игровые методики, но и прибегаю к различным формам работы в группах, парах, использую проектные методы.Но все эти средства относятся к системе интерактивного обучения, целью которого является модификация учебно – воспитательного процесса.
Одним из средств познавательной активности является показ значимости и ценности содержания учебного материала, что необходимо соблюдать на всех этапах внеклассной и классной работ.
Я стараюсь активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учению на каждом этапе урока, применяя для этого задания творческого характера (сочинения, мини – сочинения,например, на тему «Приключения ёлочной игрушки»), предметные рисунки, урок – путешествие, анаграммы).
Применение интерактивных методов в игровой форме на уроках вовлекают в работу всех детей. Даже слабые, стеснительные, неразговорчивые на таких уроках раскрывают свои способности, становятся раскрепощенными, открытыми и доверчивыми. Ребёнок учится высказывать, оспаривать своё мнение, сотрудничать, анализировать свою деятельность и своих товарищей, активно формирует речевые умения, навыки чтения, слушание, рассказывание.
Для развития интеллектуальной мыслительной деятельности учащихся на уроках применяю следующие игры: «Волшебные картинки» Дорисовать фигуры, чтобы получился интересный рисунок (3 – 5 мин.), затем ответить на вопросы: «Кем будет (или чем будет)?» яйцо, цыплёнок, кирпич и т.д.
«Незаконченные фразы»
Карандаш – ( грифель)
Ручка – (стержень)
Дом – (кирпич)
Шайба – (клюшка)
«Назови одним словом»…
Все эти игры и многие другие способствуют формированию познавательных компетенций на уроках литературы, русского языка, окружающего мира и являются хорошим материалом при работе в группах и в проектной деятельности.
Экскурсии помогают систематизировать и обобщать наблюдения, формируют более глубокое понимание явлений природы, способствуют воспитанию и любви к природе, её сохранности и эстетическому развитию учащихся. В качестве стимула к развитию познавательного интереса можно использовать и стихотворные образы. Они помогают заинтересовать школьников, научить их понимать и охранять природу. Ученики легче усваивают природоведческий материал, самостоятельно пытаются разгадать тайны природы.
Материалы экскурсий очень полезно использовать на уроках развития речи, в сочинениях. Это развивает образность мышления младшего школьника.
Активизация познавательной деятельности учеников без развития их познавательного интереса не только трудна, но и практически невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся, который выступает важным мотивом учения, стойкой чертой личности, мощным средством воспитывающего обучения, повышения его качества.
|