Захарова Н.В.
Универсальные учебные
действия
это система действий
учащегося, обеспечивающая
- культурную
идентичность,
- социальную
компетентность,
- толерантность,
- способность к
самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной
деятельности.
Достижение «умения
учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной
деятельности, которые включают:
1) Познавательные
и учебные мотивы,
2) Учебную
цель,
3) Учебную
задачу,
4) Учебные
действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и
оценка).
В
составе основных видов УУД можно выделить 4 блока:
■
Личностные
■
Регулятивные
■
Общепознавательные
■
Коммуникативные
Остановимся на одном из блоков:
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
ü управление
своей деятельностью
ü контроль
и коррекция
ü инициативность
и самостоятельность
Регулятивные
действия обеспечивают организацию учащимся
своей учебной деятельности.
-целеполагание
как постановка учебной задачи на основе
соотнесения того, что уже
известно и усвоено учащимися,
и того, что неизвестно;
-планирование
- определение последовательности промежуточные целей с учетом конечного результата: составление плана и последовательности
действий
-прогнозирование
– предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных
характеристик;
-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
-коррекция-
внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения
эталона реального действия и его продукта;
-оценка –
выделение и осознание учащимся того ,
что уже усвоено и что еще
подлежит усвоению, осознание качества и
уровня усвоения ;
- волевая саморегуляция
как способность к мобилизации сил и
энергии; способность к волевому усилию -
к выбору ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Пример
упражнений и заданий по формированию
регулятивных универсальных учебных
действий :
Проба
на внимание
(П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая)
Цель:
выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля.
Оцениваемые
УУД: регулятивное действие контроля;
Возраст: ступень начального образования ( 10.5-11 лет).
Форма и ситуация оценивания :фронтальный письменный
опрос.
Внимание как идеальная, сокращенная, автоматизированная форма
контроля ( П.Я. Гальперин). В исследованиях П.Я. Гальперина и С.Л. Кабыльницкой
было показано , что сензитивным периодом
для формирования внимания является 3 класс,
поскольку дети уже владеют навыками учебной работы, а ошибки по невниманию и еще не приобрели
обобщенного характера.
Инструкция: «Прочитай этот текст. Проверь его. Если
найдешь в нем ошибки (в том числе и смысловые), исправь их
карандашом или ручкой».
Исследователь
фиксирует время работы с текстом, особенности поведения ребенка(
уверенно ли работает, сколько раз
проверяет текст, читает про себя
или вслух и прочее).
Для нахождения и исправления ошибок не требуется
знания правил , но не обходимы внимательность и самоконтроль текст
содержит 10 ошибок.
Текст
1.
Стары лебеди склонили перед ним гордые
шеи. Взрослые и дти толпились на
берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило
до верхушек деревьев и тряталось
за ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул когда кто-то
окликнул меня. На столе лежала
карта на шего города. Самолет сюда, чтобы
помочь людям. Скоро удалось мне на
машине.
Тест
2.
НаКрайним Юге не росли овощи, а теперь растут. В
огороде выросли много моркови. Под
Москвой не разводили, а теперь разводят.
Бешал Ваня по полю, да вдруг остановился. Грчивют гнезда на
деревьях. На повогодней елке весело
много икрушек. Грачи для птенцов
червей на поляне. Охотник вечером с
охоты. В теграде Раи хорошие отметки. Нашкольной площадки играли дети. Мальчик
мчался на лошади В траве стречет
кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня.
Критерии
оценивания:
Подсчитывается количество пропущенных ошибок. Исследователь должен обратить внимание на качество пропущенных
ошибок: пропуск слов в
предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с
предлогом, смысловых ошибок или др.
Уровни сформированности внимания:
·
0-2 – высший уровень внимания,
·
3-4 – средний уровень внимания,
·
Более
5 –низкий уровень внимания.
Задания повышенного
уровня:
§ Выпиши из текста все слова, начинающиеся с гласного звука:
Утихнет непогода, белочка из гнезда вылезет, встряхнется и поскачет с
дерева на дерева- еду себе добывать: где
еловую шишку сорвет, где сухой грипп разыщет, который сама летом на суку сушить
оставила. Но главную еду белка еще с
осени в кладовочке запасла - в дупле
старого дерева.
Систематически
работая, над регулятивными УУД выпускник научиться :
§ Принимать и сохранять учебную задачу.
§ Учитывать
выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
§ Планировать
свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения.
§ Учитывать
правило в планировании и контроле способа решения.
§ Осуществлять
итоговый пошаговый контроль по результату.
§ Адекватно воспринимать оценку учителя.
§ Выполнять
учебные действия в громкоречевой и умственной формы
|