PedSovet133
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Календарь
«  Январь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Архив записей

Друзья сайта

Приветствую Вас, Гость · RSS 24.12.2024, 02:15

Главная » 2013 » Январь » 13 » Формирование и развитие регулятивных универсальных учебных действий
17:57
Формирование и развитие регулятивных универсальных учебных действий

Захарова Н.В.

Универсальные учебные действия

это система действий учащегося, обеспечивающая

- культурную идентичность,

- социальную компетентность,

- толерантность,

- способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности.

Достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:

1)    Познавательные и учебные мотивы,

2)    Учебную цель,

3)    Учебную задачу,

4)    Учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

В составе основных видов УУД можно выделить 4 блока:

■ Личностные

■ Регулятивные

■ Общепознавательные

■ Коммуникативные

    Остановимся на одном из блоков:

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

ü управление своей деятельностью

ü контроль и коррекция

ü инициативность и самостоятельность

 

 

Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся  своей учебной деятельности.

 

-целеполагание как постановка учебной задачи на основе  соотнесения того,  что уже известно  и усвоено  учащимися,  и того,  что неизвестно;

-планирование - определение последовательности промежуточные целей с учетом конечного  результата: составление плана и последовательности действий

-прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его  временных  характеристик;

-контроль  в форме сличения способа действия и его  результата с заданным эталоном с целью  обнаружения отклонений и отличий от эталона;

-коррекция- внесение необходимых  дополнений  и корректив в план  и способ действия в случае расхождения эталона реального действия и его продукта;

-оценка – выделение и осознание учащимся того ,  что уже усвоено  и что еще подлежит усвоению,  осознание качества и уровня усвоения ;

- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил  и энергии; способность к волевому усилию  - к выбору ситуации мотивационного конфликта и к преодолению  препятствий.

 

Пример  упражнений и заданий по формированию  регулятивных  универсальных  учебных  действий :

Проба на внимание

(П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая)

Цель: выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля.

Оцениваемые УУД: регулятивное действие контроля;

Возраст: ступень начального  образования ( 10.5-11  лет).

Форма и ситуация оценивания :фронтальный письменный опрос.

Внимание как идеальная,  сокращенная, автоматизированная форма контроля ( П.Я. Гальперин). В исследованиях П.Я. Гальперина и С.Л. Кабыльницкой было  показано , что сензитивным периодом для формирования внимания является 3 класс,  поскольку дети уже владеют навыками учебной работы,  а ошибки по невниманию и еще не приобрели обобщенного характера.

Инструкция: «Прочитай этот текст. Проверь его. Если найдешь  в нем ошибки (в том числе и смысловые),  исправь их  карандашом или ручкой».

Исследователь  фиксирует время работы с текстом, особенности поведения ребенка( уверенно ли работает,  сколько  раз  проверяет текст,  читает про себя или вслух и прочее).

Для нахождения и исправления ошибок не требуется знания правил ,  но не обходимы  внимательность  и самоконтроль  текст  содержит 10  ошибок.

Текст 1.

Стары лебеди склонили перед  ним гордые  шеи. Взрослые  и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал  ему рукой. Солнце  дохотило  до верхушек деревьев и  тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул  когда кто-то  окликнул  меня. На столе лежала карта на шего города. Самолет сюда,  чтобы помочь людям. Скоро  удалось мне на машине.

Тест 2.

НаКрайним Юге не росли овощи, а теперь растут. В огороде выросли много  моркови. Под Москвой не разводили,  а теперь разводят. Бешал  Ваня по полю,  да вдруг остановился. Грчивют гнезда на деревьях. На повогодней елке весело  много  икрушек. Грачи для птенцов червей на поляне. Охотник  вечером с охоты. В теграде Раи хорошие отметки. Нашкольной площадки играли дети. Мальчик мчался на лошади В траве  стречет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня.

Критерии оценивания:

Подсчитывается количество пропущенных  ошибок. Исследователь должен  обратить внимание на качество  пропущенных  ошибок:  пропуск слов в предложении,  букв в слове,  подмена букв, слитное написание слова с предлогом, смысловых  ошибок или др.

Уровни сформированности  внимания:

·        0-2 – высший уровень внимания,

·        3-4 – средний уровень внимания,

·        Более  5 –низкий уровень внимания.

Задания повышенного  уровня:

§  Выпиши из  текста все слова,  начинающиеся с гласного  звука:

Утихнет непогода, белочка из  гнезда вылезет, встряхнется и поскачет с дерева  на дерева- еду себе добывать: где еловую шишку сорвет, где сухой грипп разыщет, который сама летом на суку сушить оставила. Но главную  еду белка еще с осени в кладовочке запасла -  в дупле старого дерева.

Систематически  работая,  над  регулятивными УУД  выпускник научиться :

§  Принимать  и сохранять учебную задачу.

§  Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

§  Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей  и условиями ее выполнения.

§  Учитывать правило  в планировании  и контроле способа решения.

§  Осуществлять итоговый пошаговый контроль по результату.

§  Адекватно  воспринимать оценку учителя.

§  Выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной формы

Просмотров: 4324 | Добавил: tanyamp
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz