Шашкова С.В.
В
начальной школе большое внимание уделяется формированию у каждого ученика
полноценного и обстоятельно усвоенного навыка чтения.
Чтение
- это одно из главных умений человека в жизни, без которого он не может постичь
окружающий мир. Чтение играет основополагающую роль в формировании личности
ребенка. Именно чтение формирует у детей знания о жизни общества и природы и
обеспечивает идейное и нравственное воспитание детей. Огромное значение чтения
для развития речи детей, которая, обогащаясь через книгу, становится более
содержательной и логичной. Умения и навыки чтения формируются не только как
важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс
умений и навыков, имеющий обучающий характер, используемый учениками при
изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной
жизни. Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над
развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного, выразительного,
правильного чтения от класса к классу.
Интерес
к книге, чтению, книжной культуре с каждым годом снижается. Специалисты
констатируют, что детское чтение сегодня - область, где уже существует и
продолжает накапливаться множество проблем. Осознание обществом того, что в
этой области назревает острое неблагополучие, отражается и в средствах массовой
информации.
Развитие навыков чтения у учащихся становится
устойчивой потребностью с младшего школьного возраста, так как именно в этот
период закладываются основные читательские умения и навыки, которые требуют
умелого педагогического подхода с учетом степени начитанности учащихся, их
читательских пристрастий и литературных наклонностей. Известно, что
читательские навыки во многом определяют личность человека, поэтому процесс
развития навыка чтения у младших школьников нами рассматривается как
психолого-педагогическая проблема. Всё вышесказанное обуславливает социальную
значимость развития навыка чтения у младших школьников.
Решение проблемы развития навыка чтения является весьма
актуальной и находит свое отражение в трудах исследователей по начальному
образованию (С.А. Аничкин, В.Г. Горецкий, О.В. Джежелей, Л.Ф. Климанова, Т.С.
Пиче-Оол, З.И. Романовская, Н.Н. Светловская).
Детское чтение называют интеллектуальным ресурсом
страны, главным резервом развития человеческого потенциала нации. Поэтому перед
начальными классами стоит первостепенная задача - научить детей осознанно,
бегло и выразительно читать. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение
играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.
В процессе развития читательской деятельности было
накоплено много чрезвычайно ценных знаний и выработаны методы рационализации
чтения.
После того, как французский учёный Жаваль изучил
движение глаз при чтении и выяснил значение величины поля восприятия текста с
помощью визуальных средств, например чтения пирамид слов.
|