Аленькина Л.В. В пояснительной
записке в примерной программе по
математике, созданной на основе федерального компонента государственного
стандарта начального общего образования в требованиях к уровню подготовки,
оканчивающих начальную школу, в разделе, что должны знать, понимать и уметь ученики в
результате изучения математики указано выполнять устно
арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в
случаях, легко сводимых к действиям в пределах ста.
Формирование
навыков устного счёта занимает особое место в начальной школе и является одной из главных задач обучения математики
на этом этапе. Именно в первые годы обучения закладываются основные приёмы
устных вычислений, которые активизируют мыслительную деятельность учеников,
развивают у детей память, речь, способность воспринимать на слух сказанное,
повышают внимание и быстроту реакции.
Счет
в уме является самым древним и простым способом вычисления. Знание упрощенных
приемов устных вычислений остается необходимым даже при полной механизации всех
наиболее трудоемких вычислительных процессов. Поэтому учителю
начальных классов надо обращать внимание
на устный счет с того момента, когда учащиеся приходят в первый
класс. Умело поставленный и систематически проводимый устный счет
развивает у учащихся способность быстро и безошибочно производить разнообразные
устные вычисления.
Для достижения правильности и
беглости устных вычислений в течение всех трех – четырех лет обучения на каждом
уроке математики необходимо выделять 5 – 10 минут для проведения упражнений в
устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса.
Устные упражнения проводятся в
вопросно-ответной форме, все учащиеся класса выполняют одновременно одни и те
же упражнения. Устные упражнения важны и ещё и тем, что они активизируют
мыслительную деятельность учащихся; при их выполнении активизируется,
развивается память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух,
быстрота реакции. Нельзя, также сбрасывать со счетов, важную воспитательную
роль устных упражнений – они дисциплинируют, учат детей терпению и умению ждать
отставших товарищей, помогать им.
Так как устные упражнения или
устный счёт это этап урока, то он имеет свои задачи:
1.
Воспроизводство и
корректировка определённых знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для
их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснения
учителя.
2.
Контроль
учителя за состоянием знаний учащихся.
3.
Психологическая
подготовка учащихся к восприятию нового материала.
4.
Повышение
познавательного интереса.
При проведении устного счета учителю
надо придерживается следующих требований:
·
Упражнения
для устного счета выбираются не случайно, а целенаправленно.
·
Задания
должны быть разнообразными, предлагаемые задачи не должны быть легкими, но и не
должны быть «громоздкими».
·
Тексты
упражнений, чертежей и записей, если требуется, должны быть приготовлены заранее.
·
К
устному счету должны привлекаться все ученики.
·
При
проведении устного счета должны быть продуманы критерии оценки (поощрение).
На своих уроках я использую следующие
виды упражнений для устных вычислений:
1. Нахождение значений математических
выражений.
Имеется много вариантов выполнения
этих упражнений. Назначение таких упражнений – выработать у учащихся твердые
вычислительные навыки.
2.Сравнение
математических выражений.
Могут быть заданы два выражения и надо установить: равны ли их значения, а если
не равны, то какое из них больше или меньше.
Назначение таких упражнений –
способствовать усвоению теоретических знаний об арифметических действиях, их
свойствах, о равенствах, неравенствах; выработке вычислительных навыков.
3.
Решение уравнений.
Могут предлагаться различные уравнения, как самые простейшие (Х+5=10), так и
более сложные (Х-9=51-6)
Уравнение
можно предлагать в разных формах:
ü
из какого числа
надо вычесть 26, чтобы получить 40?
ü
решение уравнения
х · 7 = 63;
ü
найдите
неизвестное число: 77 + х = 77 + 25
ü Иван задумал число, умножил его на 5 и получил
125. Какое число задумал Иван?
ü Задумайте число от 1 до 10, прибавьте к нему 1, еще 1, отнимите 1, еще 1, прибавьте 1. Теперь скажите результат,
а я скажу сколько вы задумали. (Для отгадывания нужно из
результата вычесть 2. Если остаётся время, то можно предложить
учащимся разгадать фокус)
Назначение
таких упражнений – выработать умение решать уравнение, помочь учащимся усвоить
связи между компонентами и результатами арифметических действий.
4)Решение
задач.
Для
устной работы предлагаю и простые и составные задачи. Эти упражнения включаются
с целью выработки умений решать задачи, они помогают усвоению теоретических
знаний и выработке вычислительных навыков.
5)
Также на уроках математики стараюсь использовать дидактические игры, которые дают возможность решать различные
педагогические задачи в игровой форме. Примеры дидактических игр:
«Составим
поезд» (1 класс)
Эта игра наглядно
показывает, что каждое следующее число образуется путем прибавления единицы к
предыдущему числу, а каждое предыдущее получается путем вычитания единицы из
последующего. На основе использования этой игры полагается считать число
вагонов слева направо и справа налево, и учащиеся делают вывод, что считать
можно в любом направлении,
но при этом важно не пропустить ни одного вагона и не сосчитать его дважды.
«Забей мяч в корзину» (2-3 классы)
На доске
вывешиваются рисунки с баскетбольными корзинами и на них числа 24, 27, 36.
Каждому ряду дается задание составить за определенное время как можно больше
примеров с данным ответом на умножение (деление). Первый ряд с ответом 24,
второй - с ответом 27 и третий - 36. Выигрывает та команда, участники которой
больше и вернее запишут выражений с разным ответом.
Математическое
лото (4 класс)
Перед уроком
ученикам раздаются карточки с ответами. В ходе урока учащимся задаются
теоретические вопросы. Тот ученик, у кого находится карточка с ответом,
поднимает руку и зачитывает его. Так в течении 3-5 минут учащиеся ежедневно
повторяют теоретический материал по математике.
Задачи в
стихах (1-4 классы) один из любимых видов работ учащихся на устном счете:
Три
песца в норе дремали,
Пять пришли, их растолкали
И предложили на обед
По семь котлет.
Я спрошу у умных деток:
Сколько съедено котлеток?
* * *
С неба звездочка упала,
В гости к детям забежала.
Две кричат во след за ней:
«Не за будь своих друзей!»
Сколько ярких звезд пропало,
С неба звездного упало?
* * *
Четыре спелых груши
На веточке качалось
Две груши снял Павлуша,
А сколько груш осталось?
*
* *
Зайцы
по лесу бежали,
Волчьи
следы по дороге считали.
Стая
большая волков здесь прошла,
Каждая
лапа в снегу их видна.
Оставили
волки сто двадцать следов.
Сколько,
скажите, здесь было волков?
На мой
взгляд, вызывая интерес и прививая любовь к математике с помощью различных
видов устных упражнений, учитель будет помогать ученикам активно действовать с
учебным материалом, пробуждать у них стремление совершенствовать способы
вычислений и решения задач, менее рациональные заменять более совершенными. А
это - важнейшее условие сознательного усвоения материала.
Сейчас уже никто не может себе представить
современный процесс обучения без новых информационных технологий, которые
делают его проще, интереснее, увлекательнее.
В этом учебном году у нас с ребятами в кабинете
появилась интерактивная доска, которая дает огромное поле для творчества. Ее
легко подключить и использовать монитор компьютера для создания разнообразных
заданий, но и сама доска может являться средством подачи материала. На ней
можно чертить, рисовать, строить, выделять, увеличивать и уменьшать фигуры,
удалять и снова воспроизводить. Дети с интересом работают с доской. Их
привлекают динамика, яркость, разнообразие сюжетов. Первоклассники и
четвероклассники быстро осваивают клавиатуру интерактивной доски, что создает
предпосылки для дальнейшей успешной работы.
Интерактивная доска представляет собой
большое подспорье учителю в наши дни, когда выпускаются учебники с электронными
приложениями, которые можно эффективно использовать как наглядный материал. Но
проблема заключается в том, что умение использовать интерактивную доску
приходит к учителю постепенно. А в целом, технологические навыки, с каждым годом будут всё больше помогать
педагогам в реализации ФГОС.
|