Обухова Т.Н. Учитель истории и обществознания
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. История и обществознание – это предметы, которые помогают учащимся ориентироваться в окружающем мире, раскрывают внутренние способности и внутренний потенциал личности, помогают ощутить себя значимым в обществе. Главная задача учителя истории и обществознания заключается в подготовке выпускника к осмысленному и реальному восприятию мира. Здесь существенную роль может играть дискуссия. Дискуссии, для проведения учебных занятий, являются удачными, где развиваются навыки ведения диалога, умения слушать, отстаивать аргументировано свое мнение. Применение в практике преподавания истории и обществознания дискуссионных форм обучения способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные учащиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам. Перед учащимися в ходе дискуссии ставится задача ответить на вопросы: "что?”, "когда?”, "почему?” и "как?” и доказать свою точку зрения: "я думаю, что…”, "я считаю, что…”, "я не согласен потому, что…”(5-7 классы – «Реформы Салона», «Древняя Русь и Московская Русь: отличие и сходство», «Человек и его права»; 8 – 9 классы – «Конфликтные ситуации и способы их разрешения»; 10-11 классы – «Выборы президента», "Место и роль права в системе социальных норм”). С помощью дискуссионных форм урока можно даже начинать изучение нового материала. В своей практике преподавания уроков истории и обществознания я применяю различные формы дискуссионного диалога: • круглый стол (разные позиции – свободное выражение мнений); • экспертные группы (обсуждение в микрогруппах, затем выражение суждений от группы) • форум (группа вступает в обмен мнениями с аудиторией); • симпозиум (формализованное представление подготовленных мнений, сообщений по данной проблеме); • дебаты (представление бинарных позиций по вопросу: доказательство – опровержение); • "судебное заседание” (обсуждение, имитирующее судебное разбирательство – слушание дела). При подготовке дискуссии я напоминаю учащимся правила доказательства: 1. тезис и доводы должны быть в конечном счете обоснованы фактами; 2. доказательство должно быть полным; 3. приводимые доводы должны быть достаточным основанием для доказываемого тезиса. В ходе дискуссии учитель следит за соблюдением правил ведения дискуссии: • Я критикую идеи, а не людей. • Моя цель не в том, чтобы "победить”, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению. • Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении. • Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ним не согласен. • Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям. • Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему. • Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов. Помимо профессиональных, управленческих и научно-технических проблем, предметом дискуссии могут быть межличностные отношения самих участников группы.
|