PedSovet133
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Календарь
«  Январь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Архив записей

Друзья сайта

Приветствую Вас, Гость · RSS 23.06.2017, 18:20

Главная » 2013 » Январь » 13 » СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УСТНЫХ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
17:47
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УСТНЫХ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.

         Аленькина  Л.В.

В пояснительной записке в примерной  программе по математике, созданной на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования в требованиях к уровню подготовки, оканчивающих начальную школу, в разделе, что должны знать, понимать и уметь ученики в результате изучения математики указано выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах ста.

Формирование навыков устного счёта занимает особое место в начальной школе и является одной из главных задач обучения математики на этом этапе. Именно в первые годы обучения закладываются основные приёмы устных вычислений, которые активизируют мыслительную деятельность учеников, развивают у детей память, речь, способность воспринимать на слух сказанное, повышают внимание и быстроту реакции.

Счет в уме является самым древним и простым способом вычисления. Знание упрощенных приемов устных вычислений остается необходимым даже при полной механизации всех наиболее трудоемких вычислительных процессов.   Поэтому учителю начальных классов  надо обращать внимание на устный счет с того момента, когда учащиеся приходят в первый класс.   Умело поставленный и систематически проводимый устный счет развивает у учащихся способность быстро и безошибочно производить разнообразные устные вычисления.

Для достижения правильности и беглости устных вычислений в течение всех трех – четырех лет обучения на каждом уроке математики необходимо выделять 5 – 10 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса.

Устные упражнения проводятся в вопросно-ответной форме, все учащиеся класса выполняют одновременно одни и те же упражнения. Устные упражнения важны и ещё и тем, что они активизируют мыслительную деятельность учащихся; при их выполнении активизируется, развивается память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции. Нельзя, также сбрасывать со счетов, важную воспитательную роль устных упражнений – они дисциплинируют, учат детей терпению и умению ждать отставших товарищей, помогать им.

Так как устные упражнения или устный счёт это этап урока, то он имеет свои задачи:

1.     Воспроизводство и корректировка определённых знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснения учителя.

2.      Контроль учителя за состоянием знаний учащихся.

3.     Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.

4.     Повышение познавательного интереса.

 

При проведении устного счета учителю надо придерживается следующих требований:

·         Упражнения для устного счета выбираются не случайно, а целенаправленно.

·         Задания должны быть разнообразными, предлагаемые задачи не должны быть легкими, но и не должны быть «громоздкими».

·         Тексты упражнений, чертежей и записей, если требуется, должны быть приготовлены заранее.

·         К устному счету должны привлекаться все ученики.

·         При проведении устного счета должны быть продуманы критерии оценки (поощрение).

 

          На своих уроках я использую следующие виды упражнений для устных вычислений:

1. Нахождение значений математических выражений.

Имеется много вариантов выполнения этих упражнений. Назначение таких упражнений – выработать у учащихся твердые вычислительные навыки.

 

2.Сравнение математических выражений. Могут быть заданы два выражения и надо установить: равны ли их значения, а если не равны, то какое из них больше или меньше.

Назначение таких упражнений – способствовать усвоению теоретических знаний об арифметических действиях, их свойствах, о равенствах, неравенствах; выработке вычислительных навыков.

 

3. Решение уравнений. Могут предлагаться различные уравнения, как самые простейшие (Х+5=10), так и более сложные (Х-9=51-6)

Уравнение можно предлагать в разных формах:

ü  из какого числа надо вычесть 26, чтобы получить 40?

ü  решение уравнения х · 7 = 63;

ü  найдите неизвестное число: 77 + х = 77 + 25

ü  Иван  задумал число, умножил его на 5 и получил 125. Какое число  задумал Иван?    

ü Задумайте число от 1 до 10,  прибавьте к нему 1, еще 1, отнимите 1, еще 1, прибавьте 1. Теперь скажите результат, а я скажу сколько вы задумали. (Для отгадывания нужно из результата вычесть 2. Если остаётся время, то можно предложить учащимся разгадать фокус)

Назначение таких упражнений – выработать умение решать уравнение, помочь учащимся усвоить связи между компонентами и результатами арифметических действий.   

                                                                  

 4)Решение задач.                                                                                          

Для устной работы предлагаю и простые и составные задачи. Эти упражнения включаются с целью выработки умений решать задачи, они помогают усвоению теоретических знаний и выработке вычислительных навыков.

5) Также на уроках математики стараюсь использовать дидактические игры, которые дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме. Примеры дидактических игр:

       «Составим поезд» (1 класс)

     Эта игра наглядно показывает, что каждое следующее число образуется путем прибавления единицы к предыдущему числу, а каждое предыдущее получается путем вычитания единицы из последующего. На основе использования этой игры полагается считать число вагонов слева направо и справа налево, и учащиеся делают вывод, что считать можно в любом направлении, но при этом важно не пропустить ни одного вагона и не сосчитать его дважды.

    «Забей мяч в корзину» (2-3 классы)

На доске вывешиваются рисунки с баскетбольными корзинами и на них числа 24, 27, 36. Каждому ряду дается задание составить за определенное время как можно больше примеров с данным ответом на умножение (деление). Первый ряд с ответом 24, второй - с ответом 27 и третий - 36. Выигрывает та команда, участники которой больше и вернее запишут выражений с разным ответом.

Математическое лото (4 класс)

Перед уроком ученикам раздаются карточки с ответами. В ходе урока учащимся задаются теоретические вопросы. Тот ученик, у кого находится карточка с ответом, поднимает руку и зачитывает его. Так в течении 3-5 минут учащиеся ежедневно повторяют теоретический материал по математике.

 Задачи в стихах (1-4 классы) один из любимых видов работ учащихся на устном счете:

Три песца в норе дремали,

Пять пришли, их растолкали

И предложили на обед

По семь котлет.

Я спрошу у умных деток:

Сколько съедено котлеток?

* * *
С неба звездочка упала,
В гости к детям забежала.
Две кричат во след за ней:
«Не за будь своих друзей!»
Сколько ярких звезд пропало,
С неба звездного упало?
* * *
Четыре спелых груши
На веточке качалось
Две груши снял Павлуша,
А сколько груш осталось?

* * *

Зайцы по лесу бежали,

Волчьи следы по дороге считали.

Стая большая волков здесь прошла,

Каждая лапа в снегу их видна.

Оставили волки сто двадцать следов.

Сколько, скажите, здесь было волков?

 

     На мой взгляд, вызывая интерес и прививая любовь к математике с помощью различных видов устных упражнений, учитель будет помогать ученикам активно действовать с учебным материалом, пробуждать у них стремление совершенствовать способы вычислений и решения задач, менее рациональные заменять более совершенными. А это - важнейшее условие сознательного усвоения материала.

   

Сейчас уже никто не может себе представить современный процесс обучения без новых информационных технологий, которые делают его проще, интереснее, увлекательнее.

     В этом учебном году у нас с ребятами в кабинете появилась интерактивная доска, которая дает огромное поле для творчества. Ее легко подключить и использовать монитор компьютера для создания разнообразных заданий, но и сама доска может являться средством подачи материала. На ней можно чертить, рисовать, строить, выделять, увеличивать и уменьшать фигуры, удалять и снова воспроизводить. Дети с интересом работают с доской. Их привлекают динамика, яркость, разнообразие сюжетов. Первоклассники и четвероклассники быстро осваивают клавиатуру интерактивной доски, что создает предпосылки для дальнейшей успешной работы.

        Интерактивная доска представляет собой большое подспорье учителю в наши дни, когда выпускаются учебники с электронными приложениями, которые можно эффективно использовать как наглядный материал. Но проблема заключается в том, что умение использовать интерактивную доску приходит к учителю постепенно. А в целом, технологические навыки,  с каждым годом будут всё больше помогать педагогам в реализации ФГОС.

Просмотров: 3935 | Добавил: tanyamp
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017
Создать бесплатный сайт с uCoz